Поделиться

    Испытания авианосца ВМС Индии обеспечат корабли Северного флота

    Программу комплексных испытаний авианосца "Викрамадитья", который сегодня выведен в Белое море, будут обеспечивать силы и средства российского ВМФ. С этой целью на корабле находится группа офицеров Северного флота и создан оперативный штаб.

    А всего на борту авианосца вышло в море свыше тысячи человек. Триста шестьдесят - это российский экипаж под командованием капитана I ранга Игоря Рябко. В сдаточной команде Севмаша - 660 специалистов, плюс представители многочисленных контрагентских организаций и группа наблюдения ВМС Индии.

    Участие индийского экипажа, уже сформированного и частично прошедшего обучение в России, на первой стадии испытаний авианосца не предусмотрено. По сведениям "РГ", он прибудет чуть позже, когда начнутся комплексные испытания - уже в Баренцевом море.

    А дело это в высшей степени ответственное.

    Шутка ли сказать - вернуть к жизни тяжелый авианесущий крейсер, брошенный на произвол судьбы двадцать лет назад?! Заложенный на стапеле Николаевского судоремонтного завода (теперь это суверенная территория Украины) и спущенный на воду в 1982-м, он недолго послужил в составе советского ВМФ - сначала под именем ТАПРК "Баку", затем - "Адмирал Горшков". В 92-м, из-за разрыва паропровода во время ремонта, корабль полностью обездвижел и лишь по счастливой случайности избежал участи себе подобных, пущенных на иголки.

    Контакт России с Индией по линии ВТС, инициированный "Рособоронэкспортом", дал шанс "Баку-Горшкову" не просто на почетную старость в теплых водах Индийского океана, а на второе по существу рождение, на реинкарнацию в образе "Викрамадитьи". Переводы этого названия с хинди в разное время звучали по-разному: "Сильный как Солнце", "Всемогущий", "Победоносец". Но даже если абстрагироваться от национально-патриотического пафоса, факт остается фактом: через два десятилетия кораблю вернули способность самостоятельно передвигаться, оснастили современными системами управления и навигации, а его летная палуба по настоянию заказчика расширена, надстроена и превращена в полноценный плавучий аэродром.

    Далась эта задача ценой немалых финансовых затрат, организационных и человеческих усилий с обеих сторон, а в конечном счете стала результатом уважительного, конструктивного взаимодействия между партнерами и их ответственного отношения к взятым на себя обязательствам. Да, в силу объективных причин первоначальную цену контракта и сроки его исполнения пришлось пересмотреть в сторону увеличения, но теперь это все позади, и проект выходит на финишную прямую.

    Досье "РГ"

    Общая стоимость контракта первоначально оценивалась в 1,5 миллиарда долларов (974 млн долларов на восстановление и модернизацию авианосца, а 530 млн долларов - на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27). Все работы по переоборудованию корабля в полноценный авианосец планировалось завершить в 2008 году. Однако сроки выполнения контракта сдвинулись. Российская сторона заявила о недооценке объема работ и о необходимости дополнительной выплаты на проведение модернизации корабля. 12 марта 2010 года, во время визита Владимира Путина в Индию, было подписано дополнительное соглашение об измененной стоимости ремонта и модернизации авианосца "Викрамадитья" ("Всемогущий"). Сейчас стоимость сделки оценивается, по данным индийской стороны, в 2,33 миллиарда долларов.

    Поделиться