29.05.2012 23:38
    Поделиться

    Украина не признает ответственность за сбитый над Черным морем ТУ-154

    Украина не признала своей ракету, которая сбила в 2001 году над Черным морем Ту-154

    Киевский апелляционный хозяйственный суд отклонил жалобу российской авиакомпании "Сибирь", требующей от Украины возмещения убытков за сбитый в 2001 году над Черным морем самолет.

    Ответчики - украинское министерство обороны - настаивают, что все произошедшее - трагическое стечение обстоятельств, и своей вины в гибели самолета не признают.

    Напомним, самолет Ту-154, выполнявший рейс Тель-Авив - Новосибирск, упал в Черное море у берегов Крыма 4 октября 2001 года. Погибли 12 членов экипажа и 66 пассажиров, в основном граждан Израиля. Как позже было неопровержимо доказано комиссией Международного авиационного комитета (МАК), самолет сбила боевая зенитная ракета, выпущенная с полигона неподалеку от Феодосии во время учений украинских ПВО.

    После долгих препирательств, сильно подкосивших международный имидж Украины, официальный Киев признал выводы МАК. И с 2003 по 2005 годы выплатил почти 16 миллионов долларов компенсации родственникам жертв. Позже возмещения убытков потребовала и авиакомпания "Сибирь", оценившая Ту-154 в 15,3 миллиона долларов. Но украинская сторона платить отказалась.

    Выяснилось, что 2008 году министерство обороны Украины заказало дополнительную экспертизу обстоятельств катастрофы в Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз и Харьковском институте ВВС. Результаты "внутреннего" расследования поставили под сомнение выводы МАК. К примеру, украинские эксперты утверждают, что ракета разорвалась на расстоянии примерно 800 метров от самолета и, следовательно, не могла нанести ему серьезные повреждения. Кроме того, украинцы утверждают, что самолет летел по "своевременно не заявленному маршруту" и потому "не прошел предупреждения во всех пунктах наблюдения радиотехнических войск Российской Федерации и Вооруженных сил Украины". Наконец, по версии украинской стороны, самолет не подавал сигнал "Я свой", хотя вся необходимая аппаратура на борту была. Последнее обстоятельство могло сыграть фатальную роль: летающая цель "Рейс", в которую целились украинские зенитчики, также не подавала сигнала "Я свой". И автоматика просто могла перепутать Ту-154 с беспилотной мишенью.

    Цепь умозаключений украинских экспертов сводится к тому, что российский самолет не мог быть сбит украинской ракетой. При этом в стороне остались очевидные "улики" - следы поражающих элементов на обломках лайнера. Тем не менее, основываясь на результатах собственной экспертизы, Хозяйственный суд Киева зимой 2011 года отклонил иск "Сибири" к украинскому военному ведомству. Апелляция, поданная авиакомпанией в сентябре 2011 года, также не была удовлетворена.

    У авиакомпании остается еще право на кассацию. По словам адвоката авиакомпании "Сибирь" Александры Павленко, такая жалоба готовится. Но, судя по уже дважды продемонстрированной позиции украинского правосудия, в справедливом рассмотрении дела сущестуют большие сомнения.

    Поделиться