28.05.2012 23:45
    Поделиться

    Росстат отследил затраты малого и среднего бизнеса

    Закончен первый этап выборочного федерального статистического наблюдения за затратами на производство товаров и результатами деятельности хозяйствующих субъектов. Сплошное обследование малого и среднего бизнеса от выборочного наблюдения за затратами на производство товаров, которое проводит сейчас Росстат, отличается многими параметрами.

    Обследование малого и среднего бизнеса, проведенное в прошлом году, было сплошным. По его результатам мы сформировали полный перечень активно действующих малых предприятий и изучили структуру производства по видам экономической деятельности. Нынешнее исследование затрат отличается тем, что оно проводится на выборочной основе и касается структуры расходов. Сколько платят предприятия за электричество, отопление, сколько уходит на приобретение сырья и материалов, сколько средств уходит на инвестиции. В большинстве стран разрабатываются таблицы "затраты - выпуск". Это надежный инструмент для качественной оценки ВВП, уровня межотраслевых связей. Таблицы "затраты - выпуск", построенные за 2011 год, будут гармонизированы с международными аналогами и основываться на международно-сопоставимых классификаторах продукции и услуг по ВЭД и видов экономической деятельности.

    РБГ: Сколько предприятий обследуется?

    Ирина Масакова, заместитель руководителя Росстата: Всего более 400 тысяч предприятий всех организационно-правовых форм. Около половины малые, средние, крупные коммерческие предприятия. 27% - "индивидуалы", 13% - некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, и 10% - бюджетные организации. Самыми дисциплинированными оказались бюджетные учреждения, на конец апреля отчиталось 90%. Среди крупных, средних и малых предприятий отчиталось около 70%, индивидуальные предприниматели также близки к этому значению. Лидерами по сбору отчетов по формам выборочного наблюдения являются Тульская (98%), Омская (96%), Саратовская (91%) области.

    РБГ: Какова ответственность респондентов?

    Масакова: Предусмотрен административный штраф в случае отказа отвечать на вопросы анкеты. Но прибегаем к наказанию мы крайне редко, все-таки основная масса предпринимателей понимает, что ответить Росстату их долг перед государством.

    РБГ: Как используете эти знания?

    Масакова: Данные, которые мы получаем, используем для разработки таблиц "затраты - выпуск". Планируем построить их к концу 2014 года, а в 2015-м преобразовывать их в симметричные, анализировать полученные результаты для подготовки доклада правительству.

    Раньше такие таблицы назывались межотраслевыми балансами. На их основе будут изучать уровень межотраслевого взаимодействия, отраслевую структуру экономики, соотношение промежуточного и конечного спроса по группам товаров и услуг, будут уточнены оценки промежуточного потребления, добавленной стоимости по видам экономической деятельности и многое другое. Таблицы будут разрабатываться по России в целом, с их помощью можно получить ответы на очень многие вопросы. Эти таблицы лежат в основе инструментария прогнозирования, выполнения сценарных расчетов поведения экономики в результате изменения различных факторов. Например, с их помощью можно моделировать налоговые ставки и оценивать их влияние на ценообразование. Сегодня минтранс разрабатывает концепцию развития транспортной инфраструктуры с учетом перспектив развития различных отраслей экономики. В качестве обоснования объемов инвестиций для реализации такого крупного проекта планируется использовать экономико-математическую модель развития экономики, основанную на методе "затраты - выпуск".

    РБГ: Как результаты обследования коснутся бизнеса?

    Масакова: Бизнес заинтересован в эффективной и оптимальной системе функционирования экономики, включая системы налогообложения, государственной поддержки, политики ценообразования и пр. Бизнес ориентирован на получение дохода. И чем он больше, тем бизнес себя чувствует лучше. Поэтому практически каждое коммерческое предприятие заинтересовано в поиске стратегии развития на перспективу, стремится найти наименее затратные решения в отношении закупки исходных сырья и материалов, технологии производства готовой продукции, эффективных способов реализации,

    выстраивания своих производственных и финансовых взаимоотношений с партнерами и пр. Ответ на все эти вопросы зачастую связан с нормативно-правовой средой ведения бизнеса и с политикой государства в отношении развития отдельных секторов. Для того чтобы органы исполнительной и законодательной власти могли принимать эффективные решения в отношении национальной экономики, они должны обладать достоверной и полной информацией о структуре национальной экономики, а также иметь возможность достаточно точно оценивать социально-экономические последствия этих решений. В этом случае в стране формируется благоприятная для развития бизнеса среда, в которой большинство субъектов экономической деятельности чувствуют себя комфортно.

    РБГ: Как бы вы определили нынешнюю стадию обследования?

    Масакова: Как ключевой этап сбора информации. С 1 апреля мы получаем сведения от предприятий в территориальных органах государственной статистики. Разработан инструментарий, включающий бланки, инструкции по их заполнению. Мы проверяем полученные сведения с точки зрения арифметики, логики, согласованности сопряженных показателей. Анализируем причины, почему то или иное предприятие не отчиталось. Причины могут быть разными: смена места нахождения предприятия, его ликвидация. Если это так, то внесем метку в регистр предприятий. Если причина заключается в нежелании учетных работников предприятий ответить на вопросы анкеты, тогда проводим разъяснительную работу. В крайнем случае, прибегаем к штрафным санкциям. Мы понимаем, что эта работа является дополнительной нагрузкой для бухгалтеров предприятий. Им пришлось все расходы на приобретение товаров и услуг идентифицировать по кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. А это дело непростое даже для профессионала.

    РБГ: Будут ли промежуточные показатели открыты другим ведомствам?

    Масакова: На стадии разработки, конечно, нет. Это рабочие материалы. Процесс составления системы таблиц "затраты - выпуск" образно можно сопоставить с кубиком Рубика. Только в нем шесть граней, а в нашем случае - гораздо больше. Размерность одного блока только одной таблицы использования в ценах покупателей составляет 662 х 380 показателей, второго блока - 600х30, третьего 380х10. А таких таблиц 10. Все показатели таблиц должны быть согласованы между собой. Анализ межотраслевых связей довольно сложен, поскольку в современном рынке применяются новые формы функционирования и взаимодействия предприятий. Активно развивается форма работы с товарами и услугами на основе аутсорсинга. Многие предприятия, не имея своего оборудования или имея недостаточные мощности для изготовления готовой продукции, приобретают сырье и отдают его на переработку на специализированные предприятия. Реализуют готовую продукцию, то есть перепродают продукцию, которую они не произвели. Выполняют лишь функции менеджмента.

    РБГ: В нынешнем году вступил в силу закон о трансфертном ценообразовании. Помогут ли таблицы высчитывать цену?

    Масакова: По сути, структуру цены конечного потребления по группам товаров и услуг в обобщенном виде можно проанализировать только на основе таблиц "затраты - выпуск". В рамках этих таблиц можно увидеть, как формируется цена от производителя до конечного потребителя. Сколько составляет торговая, транспортная наценки, как влияет на цену налог. Информация, содержащаяся в этих таблицах, поможет оценить, каким образом изменение цен на одни продукты влияет на другие, разработать сценарии оптимизации системы налогообложения.

    РБГ: Какие показатели свидетельствуют о теневой экономике?

    Масакова: Допустим, респонденты показали, что они израсходовали на приобретение бензина 100 млрд рублей, а производители отразили в своей отчетности, что они произвели бензина на 60 млрд. Вопрос: а сорок-то откуда взялось? Импорта нет. Если есть потребление, значит, должно быть либо производство, либо импорт. Конечно, не все так просто. Прежде чем сделать вывод о том, что это результат теневой экономики необходимо проверить все цифры.

    Во всем мире признано, что только таблицы "Ресурсы и использование" позволяют более или менее корректно оценить теневую экономику. Это обеспечивается очень глубоким анализом всей доступной информации на основе прямых и косвенных методов оценки их надежности. Когда составлялся баланс за 1995 год, были выявлены очень значительные дисбалансы по топливно-энергетическому блоку. Для анализа и принятия решений по данному вопросу была создана рабочая группа аналитиков из представителей бизнеса, науки. В результате проведенной работы были сделаны заключения, что дисбалансы вызваны значительными объемами теневой экономики в этом секторе.

    Поделиться