28.05.2012 23:48
    Поделиться

    Новые правила создания особых экономических зон

    Теперь для основания особых экономических зон необходимо письменное согласие инвесторов, готовых реализовывать проекты в будущей зоне, а объем запланированных инвестиций должен быть не менее объема средств федерального, регионального и местного бюджетов, необходимых для создания инфраструктуры ОЭЗ.

    Среди других критериев: наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ для реализации инвестпроектов, соответствующих специализации планируемой ОЭЗ. Кроме того, цели создания ОЭЗ должны соответствовать приоритетам комплексного территориального развития, предусмотренным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., а также в госпрограммах, ФЦП и региональных документах. Обязателен положительный прогноз динамики роста дополнительных доходов бюджетов всех уровней после создания ОЭЗ. Кроме того, теперь будет требоваться обоснование плановых показателей развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры предполагаемой к созданию ОЭЗ и оценки стоимости затрат на ее развитие. Еще один критерий - наличие не менее одного хозяйственного общества, намеревающегося осуществлять функции управляющей компании, письменно подтвердившего готовность заключить соглашение об управлении ОЭЗ и принять на себя обязательство привлечь не менее 50% планируемого объема внебюджетных инвестиций в ОЭЗ. Логика понятна. Власти опасаются создания "пустых" ОЭЗ, поэтому уже на начальном этапе требуют гарантий хотя бы частичного заполнения зоны.

    В будущем критерии создания эффективных ОЭЗ должны найти развернутое изложение при подготовке стратегий развития ОЭЗ и перспективных планов по их реализации

    Также у региона должен быть успешный опыт реализации крупных инвестпроектов с участием российских и иностранных инвесторов, внутренняя и внешняя инженерная, транспортная, инновационная, социальная и иная инфраструктура, которую можно использовать для ОЭЗ. "Критерии, которым должны соответствовать будущие ОЭЗ, обобщают опыт и практику УК в сфере развития и функционирования ОЭЗ, - пояснил "РБГ" Олег Костин, глава компании "ОЭЗ". - Важно не только правильно определить профиль ОЭЗ, но еще на старте проекта понимать стратегические вопросы развития территории региона, оценить возможность образования специализированных кластеров, пула потенциальных инвесторов, их потребности в ресурсах и инфраструктуре. Критерии, по сути, задают возможность разрабатывать дорожные карты развития будущих ОЭЗ: соотносить потенциал региона с ожидаемыми проектами инвесторов, формировать центры роста перспективных направлений и отраслей".

    Идея законодательно прописать допусловия возникла не на пустом месте. "В разные времена в статусе "зон экономического благоприятствования" побывали и Ингушетия, и Чечня, и Кемеровская, Липецкая области и даже Бурятия, но это вряд ли привело к их реальному финансовому процветанию. Ситуация чем-то напоминает "особые зоны" для строительства казино: места на карте были обозначены, но притока инвесторов не произошло, - напоминает Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал". - Отсюда правительство пытается "идти от обратного": дескать, вы нам сначала скажите, что вам у нас нравится и куда бы вы хотели вложить капиталы, а мы для вас откроем искомый Клондайк. Модель - сугубо экспериментальная, но попытка - не пытка".

    Большинство из утвержденных критериев не новы. Еще в постановлении правительства РФ от 13.09.2005 N564 об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание ОЭЗ содержатся многие из этих требований. "Возможно, что введение в 2009 году опции о создании в исключительных случаях ОЭЗ без проведения конкурса привело к менее четкому отслеживанию данных характеристик, - полагает Моисей Фурщик, управляющий партнер компании "ФОК". - Поэтому потребовалось их дополнительное уточнение и формализация".

    Ранее заявки о создании ОЭЗ рассматривались на конкурсной основе, теперь решение об удовлетворении заявки о создании ОЭЗ принимается по совокупности параметров заявки, утвержденных данным постановлением. "Насколько эффективным будет порядок рассмотрения заявок исходя "из совокупности критериев", покажет время и правоприменительная практика, но в любом случае можно утверждать, что данные критерии - логическое развитие законодательства об ОЭЗ в последнее время, направленное на укрепление инвестиционно-ориентированного подхода к работе зон, - подчеркивает Карен Аракелян, соруководитель практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX. - Тем не менее на стадии подготовки заявки о создании ОЭЗ можно заручиться только намерением инвестора реализовать проект. Опыт функционирования ОЭЗ в РФ свидетельствует о том, что даже когда уже создана ОЭЗ, существует ее УК и выделено бюджетное финансирование, далеко не все инвесторы готовы заключить какое-либо обязывающее соглашение. Т.е. утвержденные критерии создания ОЭЗ коснутся на практике только предварительных соглашений, меморандумов о намерениях и т.д. - частный инвестор не будет обязан реализовывать проект ОЭЗ в случае успеха заявки".

    Поделиться