21.05.2012 23:44
    Поделиться

    Эксперт "РБГ" рассказал о способах заполнения отчетности по МСФО

    Полина Сунгурова, заместитель директора департамента международной отчетности компании ФБК

    Когда компания начинает заниматься подготовкой отчетности по МСФО в первый раз, один из основных вопросов, который встает перед ней: кто может помочь в составлении отчетности? Вариантов всего три. Рассмотрим каждый из них.

    Первый способ - обратиться к помощи независимого консультанта. Он своими силами готовит отчетность по МСФО "под ключ", а компания предоставляет ему всю требуемую информацию в формате ответов на запросы. Проект отчетности предоставляется менеджменту для обсуждения подходов к формированию резервов, проведению теста на обесценение, раскрытию сегментной информации и прочим вопросам. По окончании работ консультант предоставляет всю рабочую документацию с пояснениями, что позволяет соблюсти преемственность информации при подготовке отчетности за следующий период. В случае возникновения у аудитора вопросов консультант проводит сопровождение аудита по всем корректировкам в рабочей документации и раскрытиям в отчетности вплоть до момента выдачи аудиторского заключения.

    Плюсы такого варианта: у консультанта есть методологическая база, есть опыт общения с разными аудиторскими компаниями, которые часто имеют разные подходы к отражению операций в отчетности, сразу известна окончательная стоимость услуг и практически отсутствуют ограничения кадровых ресурсов. Есть и минусы. Возможны затруднения администрирования процесса, в том числе налаживания коммуникаций между сторонами, участвующими в процессе.

    Данный вариант идеален для компаний, которые готовят отчетность один или два раза в год. В этом случае оптимально соотносятся цена, качество и срок оказания услуги. Компания несет строго оговоренные затраты на данную услугу.

    Второй вариант предполагает подготовку отчетности своими силами. В последнее время многие крупные компании стараются перейти на подготовку отчетности по МСФО силами собственных служб. Однако создание службы МСФО требует найма высококвалифицированных сотрудников. Это достаточно сложный процесс, на рынке труда таких специалистов мало, и чаще всего они заняты в консалтинговых и аудиторских фирмах, которые имеют достаточно опыта работы с отчетностью по МСФО.

    Специалисты службы МСФО собирают данные, самостоятельно используя доступ в учетную систему материнской компании, что возможно одновременно с подготовкой отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета. Они также направляют запросы в другие службы компании по всем вопросам, информация о которых отсутствует в системе. По дочерним организациям сбор информации осуществляется путем сбора информационных запросов. После этого служба МСФО готовит отчетность и согласовывает ее с аудитором.

    Но стоимость создания такого отдела, вероятно, будет выше, чем стоимость привлечения консультанта, здесь сказывается стоимость специалистов, которых компания привлекает на постоянной основе, а не пару раз в год, как консалтинговую фирму. Таким образом, компании необходимо фактически организовать у себя свою проектную команду консультантов. Есть и другие недостатки: ресурсы ограничены персоналом отдела, и в критической ситуации оперативно укрепить персональный состав сложно, необходима постоянная переподготовка кадров и поддержка методологической базы - меняется законодательство и МСФО, появляются новые операции и даже виды деятельности у компании.

    Основной плюс этого варианта в оперативности подготовки отчетности. Он же нивелирует все минусы создания и поддержания собственного отдела по МСФО. Компании создают свою службу МСФО из-за возможности параллельно вести процесс сбора информации и подготовки отчетности и отсутствия в цепочке коммуникаций дополнительных звеньев. Получается, что создание собственной службы МСФО имеет смысл в том случае, когда отчетность готовится очень часто - ежеквартально или ежемесячно. Такая служба сможет оперативно готовить отчетность и оправдывать те траты, которые осуществляет компания на ее содержание.

    Третий способ подготовки МСФО отчетности объединяет в себе два упомянутых. Так как самый большой объем при подготовке отчетности составляют трудозатраты на техническую работу, можно оптимизировать затраты на услуги независимого консультанта путем создания службы МСФО с сотрудниками, обладающими хорошими знаниями российского бухгалтерского учета и техническими знаниями МСФО. Консультант в такой комбинации привлекается для формирования отчетности из уже обработанной специалистами компании информации и для решения методологических вопросов. Существенно снижаются трудозатраты консультанта, а соответственно и стоимость его услуг.

    Достоинства комбинированного варианта неоспоримы: легко подобрать персонал - сотрудников такой квалификации можно найти внутри компании, можно параллельно вести процессы по сбору информации и подготовке отчетности, отсутствуют дополнительные затраты на обучение и переподготовку кадров, поддержание методологической базы, а сотрудники службы могут быть заняты в других процессах, когда не занимаются подготовкой отчетности. Единственный минус - необходимость поддержания мотивации персонала при большом объеме технической работы. Данный вариант подготовки отчетности универсален и может быть использован как при ежеквартальном, так и при ежегодном составлении отчетности по МСФО, в том числе в сжатые сроки.

    Итак, любой вариант подготовки отчетности по МСФО имеет свои плюсы и минусы. Процедура подготовки пройдет успешно, и выгода от получения отчетности превысит затраты на ее подготовку, если компания выберет оптимальный для себя способ получения результата.

    Поделиться