23.05.2012 23:42
    Поделиться

    Эксперты предлагают ужесточить правила рекламирования лекарств

    Рекламу лекарств проверят на правдивость

    Производителям и продавцам лекарств стоит ждать ужесточения правил рекламирования своей продукции. Эту тему обсуждали вчера участники Российского фармацевтического форума, который в эти дни проводит в Санкт-Петербурге Институт Адама Смита.

    Постоянная головная боль для российских врачей и бич для их пациентов - склонность последних к самолечению. Этим "страдают", согласно опросам, более 70 процентов россиян.

    Причем, исследователи дошли до конца - они проанализировали результаты такой "любви", сравнив количество смертей от бесконтрольно выпитых таблеток и в результате трагически закончившихся тяжелых операций.

    "Оказалось, от самолечения люди гибнут на порядок чаще, чем в операционных", - сообщила в своем выступлении юрист группы "Фармацевтика и здравоохранение" аналитической компании Пепеляев Групп Ирина Науменко.

    Менять "менталитет", последовательно и постоянно объяснять народу, что совершенно "безвредных" таблеток не бывает, что любое лекарство "одно лечит, а другое калечит", и что назначать лечение, особенно, если приходится принимать сразу несколько препаратов, должен врач, - это трудная и неблагодарная задача.

    Вот переводят с 1 июня кодеинсодержащие препараты в разряд отпускаемых строго по рецепту, и мало кому это решение нравится - кому хочется бежать к врачу выписывать обезболивающее, лишь только заноет зуб или заболит голова (хотя, по-хорошему - именно так и надо делать...).

    Еще сложнее наладить работу поликлиник таким образом, чтобы записаться к врачу можно было сразу, как возникает желание, и не стоять при этом в диких очередях. А вот рекламу, которая "движет" не только торговлю, но и подталкивает телезрителей к самолечению, - приструнить намного легче.

    Правда, недавнее предложение ввести тотальный запрет на рекламу лекарств, в том числе и безрецептурных, участвовавшие в форуме представители законодательной власти назвали "чрезмерным".

    Ограничения нужны, в частности, стоит пересмотреть перечень безрецептурных препаратов (именно их рекламу разрешено адресовать напрямую потребителям), удалив из него некоторые привычные лекарства, у которых обнаружились неблагоприятные свойства.

    "В Европе некоторые очень популярные у нас сердечные капли, содержащие ядовитые барбитураты, уже запретили, а у нас рекламируют и продают свободно", - привел пример эксперт рынка Давид Мелик-Гусейнов. - "Такая же картина с анальгетиками. Это надо исправлять".

    Нужно также следить и за качеством рекламы, которая нередко грешит однобокостью, "выпячивая" положительные стороны действия того или иного препарата и умалчивая о негативных.

    Или, еще хуже, создает пациенту иллюзию панацеи. Среди предложений - четче прописывать раздел противопоказаний и предупреждений о возникновении побочных эффектов и осложнений.

    "Эта информация, размещаемая под "звездочкой", набирается самым мелким шрифтом, и пациенты, особенно пожилые, просто не могут ее прочитать", - констатировала Ирина Науменко.

    Кроме того, авторы очередных поправок в закон о рекламе решили устроить "профилактику" рекламным материалам и роликам, обязав ФАС оценивать их на корректность и правдивость еще до выхода в медиа-пространство.

    Впрочем, присутствовавший на форуме руководитель профильного департамента ФАС Тимофей Нижегородцев эту идею раскритиковал, назвав "коррупционноемкой". По его мнению, существующий механизм "вылавливания" недобросовестной рекламы, чем и занимается ФАС, более продуктивен.

    Кроме того, считает чиновник, пора уравнять в "правах" лекарства и БАДы. Объемы продаж биологически активных добавок стремительно растут - БАДы у нас не считаются лекарствами, их не нужно регистрировать. А вот в рекламе они преподносятся именно как лекарства.

    "Если БАД действительно положительно влияет на здоровье, - это должно быть доказано клиническими  испытаниями, а результат - зарегистрирован", - считает Нижегородцев. - "Тогда и к качеству продукции будет меньше претензий, и к ее рекламированию".

    Поделиться