22.05.2012 19:34
    Поделиться

    Драган Живадинов: Русский человек отправился в космос в поисках Бога

    США сделали крупный шаг в направлении коммерциализации космоса - во вторник с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) на борту ракеты-носителя "Фэлкон-9" был запущен автоматический транспортный корабль "Дрэгон". Состоялся первый в истории частный старт к Международной космической станции (МКС). В связи с этим "РГ" побеседовала с группой словенских художников, которые привезли в Москву "информанс", посвященный освоению космоса.

    "Конструктором", как он себя называет, "постргавитационного искусства", представленного на проходящем на этой неделе медиа-фестивале проекта "Платформа" в московском "Винзаводе", является соучредитель творческого объединения "Neue Slowenische Kunst" ("Новое словенское искусство") Драган Живадинов.

    - Наше представление в "Винзаводе" является "информансом", то есть информационным перформансом, который будет длиться целых 50 лет, - рассказал Живадинов. - Он называется "Орбитальная осцилляция: Постгравитиарт 1995-2045" и играется вновь каждые десять лет, причем таким образом, что если кто-то из наших актеров умирает, то в следующий раз его заменяет технологический субститут. Мы его называем "умботом", то есть "умным роботом". Если умирает актриса, что уже произошло несколько лет назад, то ее слова заменяются мелодией, а в случае смерти актера - ритмом. - По словам Живадинова, проект кульминирует отправкой "умботов" в космос. Впрочем, художник тут же уточняет, что информанс лучше один раз увидеть, чем десять раз о нем услышать. - На этот раз наше выступление длится 50 часов. Все это время нас можно увидеть в "Винзаводе".

    - Не слишком ли амбициозен ваш проект? - Он амбициозен, потому что мы пытаемся создать новый язык, который позволил бы людям искусства и науки общаться между собой. Ну а "постгравитационным" он называется потому, что сила притяжения - это единственная сила, которую материальное земное искусство пока не преодолело. Кроме того, представьте себе, еще ни один художник, ни один поэт не трудился на орбите!

    "Русский человек ищет в космосе Бога"

    - А для чего поэту летать в космос? - Мы считаем, что необходимо активное включение космоса в пространство культуры. Нужна культуризация космоса, ибо без нее невозможно его освоение человеком. Любая космическая программа успешно существует ровно столько, сколько на нее имеется культурный спрос. В чем он выражается? - В США спрос генерирует Голливуд. Точнее, у них треугольник "НАСА - Голливуд - Диснейленд". НАСА создает технологии, Голливуд - спецэффекты, а Диснейленд - аттракционы, но не наоборот. В СССР тоже было нечто подобное, хоть и недолго. Вспомните хотя бы творчество Андрея Тарковского. Но вот Диснейленда не было.

    - Если уж речь зашла о советской космической программе, то в чем ее отличие от американской? - Я думаю, что русский человек отправился в космос в поисках Бога. И в прямом, и в переносном смыслах. Это не только знаменитая реплика Юрия Гагарина на вопрос Никиты Хрущева - почитайте хотя бы Константина Циолковского. Тогда как американцы - чтобы поставить на Луне свой флаг... А советский спутник? Это же был первый постгравитационный проект - чистейшее искусство!

    - Вы обвиняете НАСА в национализме? - Такова была их мотивация. И у китайских тайконавтов сейчас она такая же. Технике китайцы учатся у вас, а мотивации - у американцев.

    - Я много общался с представителями Европейского космического агентства, - вмешивается соучредитель и директор "Культурного центра европейских космических технологий" (KSEVT) Миха Туршич, - и осознал, что у них нет полного понимания, зачем им, например, лететь на Марс. Так что вопрос мотивации действительно очень важен, и важно понимание космических задач обществом. Для этого-то и требуется культура. К слову, деятельность центра KSVET направлена на это, и Институт истории естествознания и техники РАН в ней участвует. Мы приглашаем в Словению представителей космических агентств, студентов и ученых из разных стран, чтобы они смогли совместно обсуждать новые горизонты.

    - Бизнес в космосе - один из таких горизонтов? - Коммерциализация космоса, равно как и милитаризация его, - это то, против чего мы боремся, - говорит Живадинов. Великие задачи решаются не бизнесом, а интеллектом и искусством.

    Справка "РГ"

    Словенские художники Дуня Зупанчич, Миха Туршич и Драган Живадинов с 1998 года сотрудничают с Центром подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Там они провели одно из своих выступлений.

    Поделиться