21.05.2012 13:05
    Поделиться

    Иран и "шестерка" дали друг другу последний шанс избежать войны

    Сегодня в Тегеране с кратчайшим визитом гостит глава МАГАТЭ Юкия Амано. Он задаст всего несколько вопросов. Если ответы окажутся неверными, то уже 23 мая в Багдаде станет понятно: войны с Ираном не избежать.

    Возглавив МАГАТЭ в 2009 году, Амано и не скрывал, что относится к официальному Тегерану столь же подозрительно, как и Вашингтон. Своими явно недипломатичными, критическими заявлениями в адрес иранского руководства он нередко заставлял Москву и Пекин предпринимать неординарные действия, чтобы вернуть иранцев за стол переговоров. И это у российско-китайского тандема явно получилось. 14 апреля этого года в Стамбуле после 15-месячного перерыва возобновились переговоры "шестерки" с официальным Тегераном.

    По их завершению практически все участники консультации делали подчеркнуто оптимистичные заявления. Правда, все понимали, что за словами должны последовать реальные действия с обеих сторон, которые помогут вернуть обоюдное доверие. 

    Следующая встреча запланирована на 23 мая в Багдаде. При этом в Вашингтоне дали четко понять, что на этом говорильня без реальных решений и четкого плана дальнейших действий заканчивается. А в прессе появилась информация, что в бюджете Пентагона отдельной строкой прописана война с Ираном.

    Американский меседж не остался незамеченным всеми заинтересованными сторонами. "Мы озабочены тем, что возможность попытаться решить проблему военными методами по-прежнему рассматривается как реальная", - заметил заместитель глава МИД России Сергей Рябков. Он участвовал в стамбульских консультациях. Ему же представлять Россию и в Багдаде. А его китайский коллега Ма Чжаосюй подчеркнул, что иранский ядерный вопрос требует "реалистичного подхода" и добавил, что решить эту проблему можно исключительно "путем переговоров". 

    Иными словами Москва и Пекин осуждают военные планы США и, тем не менее, дают Тегерану понять: Вашингтон явно не шутит. И, похоже, общими усилиями "шестерке" удалось убедить не только себя, но и Иран, что стоит начать пошаговый процесс взаимных уступок. О необходимости разработки именно такой стратегии дальнейших действий говорил еще год назад глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров во время своего визита в Вашингтон. Однако сторонам понадобился целый год, чтобы "дозреть" до нужной кондиции.

    И вот процесс явно сдвинулся с мертвой точки. На прошлой неделе представители МАГАТЭ и Ирана провели вполне продуктивные переговоры в Вене. А на состоявшихся в конце прошлой недели в Кэм-Дэвиде в рамках саммита "Большой восьмерки" переговорах, по словам Рябкова, был получен "серьезный материал". "Шестерка", видимо, договорилась предложить Ирану не повышать обогащение урана выше планки в 20 процентов (для создания ядерного оружие обогащение должно достичь 90 процентов). В обмен международное сообщество должно будет приостановить действия санкций в отношении Тегерана. И дальше только по нарастающей. "Нам надо, чтобы следующий переговорный раунд после Багдада состоялся буквально в течение нескольких недель", - подчеркнут Рябков.   

    Очевидно, что Амано прилетел в Иран, чтобы понять, готово ли иранское руководство дать инспекторам МАГАТЭ вести реальное наблюдение за выполнение Тегераном этой новой договоренности. "Был достигнут хороший прогресс на последних раундах дискуссий между Ираном и МАГАТЭ. Поэтому, я думаю, что сейчас именно то время, когда надо посетить Иран. Визит будет очень коротким, я - не инспектор", - прояснил ситуацию Амано. Если глава МАГАТЭ останется довольным ответом, то переговоры в Багдаде явно разочаруют тех в Пентагоне, кто уже готовится отдать приказ о начале бомбовых ударов по иранским ядерным объектам.

    Поделиться