15.05.2012 23:26
    Поделиться

    Знаменательным днем для российской космонавтики стало 15 мая

    Рассказывает ветеран космической отрасли, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимир Бугров:

    - 55 лет назад -  15 мая  1957 года  был осуществлен первый запуск советской межконтинентальной баллистической ракеты Р7, разработанной Королевым в  соответствии с постановлением подписанным  Сталиным 13 марта 1953 года. Хотя первый запуск закончился неудачей,  ракета Р7  стала знаменитой "Семеркой", способной доставить ответный ядерный заряд в любую точку планеты,   модификации которой обеспечили прорыв человечества в космос,  верно служат нам уже 55 лет,   и до сих пор являются единственным  в мире надежным средством доставки человека на околоземные орбиты.

    50 лет назад -  15 мая 1962 года  Королев утвердил эскизный проект ракеты Н1, разработанной  для полетов человека за пределы околоземного пространства - к планетам Марсу и Венере, в соответствии с постановлением, подписанным Хрущевым 23 июня 1960 года.  

    25 лет назад - 15  мая  1987 года  успешно совершила свой первый полет советская сверхмощная ракета "Энергия".  Она не предназначалась в отличие от ракеты Н1 для прорыва человека в межпланетное пространство, а являлась составной частью советской многоразовой космической системы (МКС), которая создавалась как альтернатива американской многоразовой системы "Спейс Шаттл".

    Ракета "Энергия" могла стать главным носителем для полетов на Луну и Марс, а также запуска новых станций

    Назначение ракеты -  выведение на околоземную орбиту многоразового космического корабля "Буран" с полезной нагрузкой  30 т и общей массой 100 т.  На "Шаттле" основные маршевые двигатели установлены на корабле, и топливо поступает к ним из огромного подвесного  топливного бака. Дополнительно используется для выведения два твердотопливных ускорителя. Мы установили маршевые двигатели на вторую ступень ракеты (блок Ц). Энергетическая и конструктивная развязка ракеты и орбитального корабля упростила организацию работ и обеспечила создание универсальной сверхтяжелой отечественной ракеты "Энергия". Этим  МРКК выгодно отличается от американского "Шаттла".

    О масштабах наземных сооружений для этой ракеты говорят объемы хранилищ компонентов криогенного центра: шаровые емкости объемом 1500 куб.м  вмещали жидкого кислорода -  80 железнодорожных цистерн,  водорода - 50 и азота - 60 цистерн.

    17 февраля 1976 г. постановление  о создании Многоразовой космической системы (МКС)  определило головными предприятиями: НПО "Энергия" (Валентин Глушко, с 1977 года - Вахтанг Вачнадзе) - по МКС в целом, ракете-носителю, и по орбитальному кораблю "Буран". В НПО "Энергия" главным конструктором по МКС был Игорь  Садовский, его заместителем по ракете "Энергия" - Яков Коляко, а с 1982 года главным конструктором МКС и ракеты "Энергия" был назначен Борис Губанов.

    Валентин Глушко, которого часто называют главным конструктором многоразовой системы, им не был, он был главным конструктором двигателя РД -170 для блока А и как генеральный конструктор НПО "Энергия" участвовал в решении принципиальных вопросов по системе в целом.  Изготовление ракеты "Энергия", блоков Ц и Я было поручено Куйбышевскому заводу "Прогресс" (Анатолий Чижов). Их сборка производилась на  Байконуре. Баки блока Ц (7,7 м) изготавливались в Куйбышеве и доставлялись на Байконур на спине самолета 3М конструкции Владимира Мясищева. Сборка блоков А, как  и корабля "Буран", выполнялась филиалом ЗЭМа НПО "Энергия" на Байконуре (Юрий Лыгин).  Модульная часть блока А была унифицирована с первой ступенью ракеты  "Зенит", разработанной в Днепропетровске в КБ "Южное" (Владимир Уткин). Изготавливалась "Южмашзаводом" (Леонид Кучма, г. Днепропетровск). Опережающая разработка ракеты "Зенит". Это позволила существенно сократить объем экспериментальной отработки блоков А.

    Особо нужно отметить, что залогом успешного первого запуска ракеты  был объем наземной экспериментальной отработки. Материальная часть, изготовленная для проведения наземных испытаний, соизмерима по объему с четырьмя штатными  ракетами.  В организации этих работ  в первую очередь заслуга главного конструктора Бориса Губанова, его заместителя по экспериментальной отработке Вячеслава Филина и ведущих конструкторов по ракете -  Сергея Ершова, по блоку Ц - Константина Попова,  по блоку  А -   Виктора Семенова , по блоку Я - Ярослава Хорева.

    Программой летных испытаний МКС предусматривалось 10 запусков, первые с беспилотным кораблем "Буран". Учитывая отставание в изготовлении первой летной ракеты и корабля, Губанов предложил для первого запуска, использовать экспериментальную ракету 6С, предназначенную для огневых стендовых испытаний. Это был большой риск. После длительных согласований на многочисленных комиссиях было дано разрешение на запуск, фактически под его личную ответственность. Вместо корабля "Буран" предполагалось использовать готовый космический аппарат "Скиф-ДМ". Пуск состоялся 15 мая в 21ч.30 мин., и несмотря на имевшиеся при подготовке  задержки прошел успешно.

    Комплекс "Энергия - Буран" (МРКК) одно из воплощений  идеи объединения  самолета с ракетой.  Научно-теоретическое обоснование схем крылатых ракет для полета человека в стратосферу впервые дает С.П. Королев в 1935 году в докладе на 1 Всесоюзной конференции по применению ракетных аппаратов. Его ракетоплан   РП-318-1, успешно летавший в начале 1940 года - первое практическое воплощение идеи объединения  самолета с ракетой и это первые в СССР полеты человека на летательном аппарате с жидкостным ракетным двигателем.

    В начале 50 годов Королев  работая над созданием надежного носителя ядерного заряда, определяет два направления: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР). Постановлением от 13 февраля 1953 года Королеву  поручена разработка двухступенчатой МБР и двухступенчатой крылатой ракеты с дальностью  полета 8000 км. При разработке МКР он использует существующие ракеты дальнего действия в качестве ускорителей для отделяемой крылатой части, фактически предопределяя облик МРКК. Через год, проведя большой объем работ, Королев решает сосредоточиться на МБР и передает работы по МКР в МАП в КБ С.А. Лавочкина. Через 3 с лишним года начались летные испытания МКР "Буря”, которые прошли успешно (всего проведено 19 пусков). "Буря” для своего времени была выдающимся достижением и именно ее можно считать предшественницей МРКК "Энергия-Буран". Прорабатывался вариант возвращаемой маршевой ступени "Бури” и  установка кабины пилота в ее передней части. (Система "Спираль", которую иногда называют предшественницей "Бурана", представляет другое направление (воздушный старт) -  вторая крылатая ступень разгоняется самолетом разгонщиком, а не ракетой). В соревновании средств доставки ядерного заряда  королевская межконтинентальная ракета Р-7 одержала победу за явным преимуществом над  "Бурей ”, также задуманной Королевым. Королев победил сам себя: он доказал, что доставлять большой груз на большие расстояния или высоты выгоднее с помощью баллистических, а не крылатых ракет. 

    Американцы вернулись к идее объединить самолет с ракетой в работах над кораблем многократного использования "Спейс Шаттл". Это вызывало настороженность   наших военных. В 1972 году на совещании у министра общего машиностроения Сергея Афанасьева с участием представителей головных институтов ЦНИИмаш и ЦНИИИС-50, главного конструктора Василия Мишина, было отмечено, что многоразовые системы для выведения на орбиту полезных грузов неэффективны; возвращать что-либо из космоса в ближайшее время нет необходимости, а в Министерстве обороны считают, что американская многоразовая космическая система "Спейс Шаттл" реальной стратегической угрозы не несет.  Дальнейшее развитие событий показало, насколько верной оказалась оценка 1972 года.

    Однако, в 1974-1975 гг. эти выводы были пересмотрены. Сотрудники Центра Келдыша усмотрели возможность американского "Шаттла", находящегося на орбите, совершить внезапный нырок в атмосферу и боковой маневр на расстояние до 2000 км, для нанесения неотвратимого ядерного удара по нашей столице. В ответ на эту угрозу 17 февраля 1976 г. было подписано постановление  о создании  советской Многоразовой космической системы. Только вряд ли такой  ответ на опасный стратегический вызов, можно было  считать адекватным, если учесть, что полетел "Буран" через 7 лет после американского "Шаттла".

    В конечном счете, о боевом назначении "Бурана" забыли и стали считать систему экономически выгодным транспортным средством. Окупить гигантские первоначальные затраты на создание комплекса и инфраструктуры можно лишь при его  действительно многократном применении. Многоразовость определяет не выводимый на орбиту 30-тонный груз, а величина регулярно возвращаемого из космоса груза - 20 тонн, только в этом случае система может стать хоть сколько-нибудь рентабельной. Американцы, рассчитывая возвращать на Землю огромное количество военных спутников, не учли, что их ресурс работы на орбите значительно увеличился и возвращать  для ремонта спутник, проработавший на орбите 8-10 лет и морально устаревший, абсурдно. Кроме того американские экономисты (у которых, видимо,  и сейчас учатся наши) при расчетах экономической эффективности многоразовой системы, ошиблись на порядок. А у нас ее просто никто не оценивал. Если спускать  на Землю с орбиты 20 тонн хотя бы четыре раза в год (больше ракет "Энергия" мы за год не  делали), то система не может быть рентабельной. Но, главное в том, что, ни Академия наук, ни военные не в состоянии были обеспечить такой грузопоток с орбиты, да и замыслов, выводить на орбиту такие массы не было. Когда затапливали станцию "Мир", сожалели, что пропадает 11 тонн научного оборудования, накопившегося на станции за 15 лет эксплуатации. То есть, многоразовые системы "Спейс Шаттл" и "Энергия-Буран" экономически были абсолютно не рентабельны.

    Я это говорю не как журналист злопыхатель, а как ведущий конструктор по комплексу "Энергия-Буран", 14 лет участвовавший в его создании, и как инженер я никогда не понимал какие 20 т мы будем спускать с орбиты четыре раза в год. Даже когда наш генеральный директор Вахтанг  Вачнадзе поручил мне предметно заняться целевым использованием "Бурана", я в большом списке утвержденных задач,  не обнаружил ни одной, которую нельзя было бы решить на существовавших одноразовых носителях.  В 1985 году я написал письмо на имя Президента Михаила Горбачева с предложением переориентировать научно-производственный задел, созданный по "Бурану", на создание многоразового воздушно-космического самолета ВКС, проект которого разработал Павел Цыбин (в 1976-1982 - заместитель главного конструктора по "Бурану"). Основным свойством ВКС является способность пониматься на околоземную орбиту с аэродрома, используя собственную многорежимную двигательную установку, работающую в атмосфере и за ее пределами и подъемную силу самолетного крыла, не используя при этом отделяемых ракетных ускорителей. Нужно отметить, что Горбачев   вполне адекватно отреагировал на письмо, провел большое совещание, отдал распоряжения, появился приказ министра, по которому у Цыбина было создано проектное подразделение по ВКС. Жаль, что Михаил Сергеевич увлекся перестройкой страны, а мы без него не смогли перестроить "Буран", а он  в этом случае мог бы  получить свою вторую более удачную жизнь, и ракета "Энергия могла быть использована по прямому назначению - для осуществления межпланетных полетов.

    За 15 лет работы и за 15 миллиардов еще советских рублей, созданное Королевым ОКБ-1 - НПО "Энергия" показало, что могло бы  высадить человека на Марс с такой же точностью и надежностью, какие  продемонстрировал всему миру беспилотный  корабль "Буран", ставший в итоге аттракционом в парке культуры.  Многоразовая программа оказалась такой же тупиковой, как и лунная. Она была экономически бессмысленной. И перестройка, на которую сваливают прекращение программы, не причем.  Но никакой ответственности тот, кто рекомендовал ее правительству,  не понес, как и тот, кто навязал ему лунную программу.

    Создание многоразового  ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран" можно по праву считать  вершиной творчества  советской ракетно-космической индустрии, ее ученых. конструкторов,  производственников, испытателей, строителей, военных, а также работников других отраслей, представляющих 1200 предприятий 86-ти министерств и ведомств. Его успешная разработка имела огромное значение для сохранения престижа страны на фоне успехов американцев в освоении Луны и испытаний их многоразовой системы "Спейс Шаттл". Она подвела итоговую черту под советским периодом творчества отечественной ракетно-космической школы созданной основоположником практической космонавтики Сергеем Павловичем Королевым.

    Поделиться