14.05.2012 23:20
    Поделиться

    Александр Адамский: Все школьные результаты должны быть равноценны

    Школа теперь может тратить деньги на то, что нужно ей именно сейчас

    С вступлением в силу закона о бюджетных организациях 83-ФЗ у школ появилась возможность свободно планировать свои расходы. А также получать бюджетные деньги, предоставляя некоторые услуги не только школьникам, но и просто жителям района. О том, почему финансирование школ должно увеличиться и почему "пятерка" по музыке равна "пятерке" по физкультуре, корреспондент "РГ" беседует с ректором Института проблем образовательной политики "Эврика" Александром Адамским.

    Александр Изотович, сейчас многие школы перешли на финансирование по муниципальному заданию. Что это такое?

    Александр Адамский: Это способ финансирования школ, альтернативный смете. Муниципальное задание подразумевает, что деньги школе даются субсидией и использовать их школа может на то, что нужно именно сейчас. Кроме того, все виды деятельности, которые школа реализует, могут быть оплачены.

    Получается, школа может вести не только образовательную деятельность?

    Александр Адамский: Почти в каждой школе есть медицинский кабинет. Вполне возможно оказывать там за бюджетные деньги услуги населению. Особенно это актуально на селе. И обратная сторона: если в школе нет своего спортзала или компьютерного зала, то, к примеру, районный дворец спорта может получать бюджетные средства на предоставление помещения школьникам, которые два раза в неделю занимаются в местном спортзале.

    Уже в ходу новые федеральные стандарты в начальной школе, на подходе - основная. На это тоже нужны деньги.

    Александр Адамский: Точно. Но здесь как раз и начинаются нестыковки. В 2004 году в образовательном законодательстве и появилось понятие "требования к условиям получения образования". За счет этого собирались увеличить финансирование. Прописали эти требования и в федеральных стандартах. А вот в муниципальное задание они не проникли. И объем денег ни капельки не изменился. Например, новые стандарты начальной школы года требуют в 1,35 раза большего финансирования.

    А что же тогда в основной?

    Александр Адамский: Да, здесь самая большая проблема. Ведь главный принцип основной школы в том, чтобы ребенок попробовал себя в разных сферах деятельности. Для этого нужен не просто спортзал, а спортивный комплекс, не просто читальный зал, а медиабиблиотека. И тут нужно уже в полтора раза больше средств. Но минфин выделяет деньги по результату, а результат в школе высчитаем по федеральным образовательным стандартам. Но тут еще заминка: стандарт определяет не сам результат, а требования к нему.

    Где же минфину искать пресловутый результат?

    Адамский: Наше предложение - прописать его через систему оценки качества образования.

    Помните, когда утверждались новые стандарты, акцент делался именно на то, чтобы уйти от определения "результат образования", а прописать только требования. Результат определяет каждая школа самостоятельно.

    Александр Адамский: Здесь-то и лукавство. У нас единая система образования. Стандарт федеральный. И какая-то федеральная рамка должна быть. А сейчас векторы и ориентиры задает федерация, деньги дает регион, учредитель школы - муниципалитет, а программу школа утверждает сама. В такой системе очень сложно создать объективную систему оценки качества и результата образования. Смысл системы оценки качества - чтобы ребенок, во-первых, нормально, без стрессов, переходил из детсада в школу, из начальной школы в основную и далее, а во-вторых, чтобы по окончании школы у его была целая папка разных свидетельств. Что он не только хорошо учится, но еще и художник, или спортсмен, или поет прекрасно.

    А что в итоге будет важнее - сертификат ЕГЭ или диплом о победе в спортивном соревновании?

    Александр Адамский: Все результаты должны быть равноценны: академические, спортивные, творческие, научные.

    Похоже, мы говорим о возврате "похвальных грамот". В советское время их выдавали и после третьего класса, и после девятого - за успехи не только в учебе.

    Александр Адамский: На выходе у ученика должны быть: сертификат по ЕГЭ, аналог грамот, характеристики, рекомендации. Учитель может рекомендовать какого-то ребенка, допустим, к поступлению на мехмат или физфак.

    А что будет, если педагог рекомендовал выпускника на физфак, а тот на ЕГЭ завалил физику?

    Александр Адамский: Тут ответственность педагога. Я не вижу иного способа поднять престиж учителя.

    Ваши предложения уже услышаны в минобрнауки?

    Александр Адамский: Они даже внесены в Федеральную целевую программу развития образования до 2015 года. Мы хотим, чтобы такая система оценки качества действовала на федеральном уровне. Но пока в рамках ФЦПРО идет апробация в 140 школах в разных регионах страны.

    Поделиться