10.05.2012 12:50
    Поделиться

    В Екатеринбурге поставили балет по "Любовному напитку" Доницетти

    Екатеринбургский театр оперы и балета сыграл премьеру балета "Amore buffo", где многое впервые. Это первая постановка нового худрука балета Вячеслава Самодурова, первый современный балет на екатеринбургской сцене, первый перевод оперы Доницетти "Любовный напиток" на язык танца.

    Премьера балета "Amore buffo" в Екатеринбургском оперном театре - проект международный. Балетмейстер и сценографы прибыли из Великобритании и привнесли на уральскую сцену небывалое постановочное решение - иронию по отношению к классическому материалу (похожее настроение испытывала Наташа Ростова в театре). Впервые в области балета Самодуров отошел от понятия "театр-музей" и обратился к более актуальному, чем вековой давности, танцу.

    Станцевать оперу - идея не новая, достаточно вспомнить хотя бы "Кармен-сюиту", написанную Родионом Щедриным для Майи Плисецкой. Однако "Любовный напиток" Доницетти на язык танца до сих пор не переводился ни разу. Вячеслава Самодурова, нового худрука екатеринбургской балетной труппы, этот материал привлек своей подчас избыточной мелодичностью:

    - Это танцевальная музыка. Она прекрасна, но слишком гармонична, поэтому в нашей версии присутствует некая ироничность - реакция современного человека на произведения Доницетти.

    Более полугода композитор Александр Троицкий перекладывал вокал на инструментальные голоса. Он разбавил "Напиток" струнными квартетами, "Дочерью полка" и "Доном Паскуале": не просто отдал партию сопрано, скажем, близкой по звучанию к скрипке, а широко использовал возможности оркестровки. В результате музыка, исполнявшаяся с 1832-го, приобрела новые, неожиданные акценты. Так, молодцеватый армейский капитан (Сергей Кращенко) танцует под медные духовые - "военные", следовательно, наиболее подходящие ему инструменты, под которые его танец то и дело сбивается на марш, достойный гвардейского парада.

    Самодуров поставил необалет, впервые появившийся на екатеринбургской академической сцене. Руководство театра до сих пор недоумевает, хорошо или плохо такое новаторство.

    - Слава приехал из-за границы, долгое время жил в Лондоне, работал в Ковент-Гарден, и естественно, у него другое видение. Мы понимали, что он будет ставить не классическое "Лебединое", не казенку, которой мы занимались долгие годы, а иной спектакль, - признается директор театра Андрей Шишкин. - Но в любом случае для нас это ново.

    Энтузиазм труппы подогрел и "перевод" сюжета на рельсы современности. Оперные крестьяне превратились в молодежную группировку, сельский праздник - в клубную вечеринку, а торгующий "волшебным напитком" лекарь - в дилера, предлагающего запрещенные химические вещества. Так что одно из па-де-де вполне заслуживает названия "Скажи наркотикам "нет".

    Развитие сюжета в современных условиях обнаруживает поразительное сходство с шаблонами телесериалов - того же "Твин Пикса": в пару к школьной королеве красоты Адине непременно назначается капитан футбольной команды (или лидер группировки) Неморино, пару образуют и закадычные друзья главных героев. Сюжет двигает вперед своевременное появление разлучника, а селяне или кордебалет обнаруживают неподдельный интерес к любовным отношениям - и целая толпа участливой молодежи сбегается наблюдать за признанием Неморино в любви по-современному - начертанием имени любимой на стенке с помощью баллончика с краской. Комплимент Доницетти все в том же ироническом ключе преподносят новые персонажи: престарелый Амур в сопровождении купидончиков, а также улыбчивый Пегас - лошадь из пантомимы, в которую спрятаны два человека.

    Балет начинается с похмельных страданий Амура, утратившего меткость стрельбы, но в финале его стрелы все-таки поражают цель. Также "в цель" попадают и вечные сюжеты, которые бесконечно самовоспроизводятся с непременным успехом - будь то "Много шума из ничего", "Твин Пикс" или же "Amore buffo".

    Поделиться