Эксперты: SuperJet-100 снизился ниже безопасной высоты

Что могло стать причиной авиакатастрофы SuperJet 100-95? С таким вопросом корреспондент "РГ" обратился к эксперту Валерию Шелковникову, члену правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президенту Консультативно-аналитического агентства "Безопасность Полетов". Вот что он сказал:

- Пока вопросов больше, чем ответов. И, пожалуй, главный: почему экипаж запросил снижение с 10000 футов до 6000? Эта радиосвязь была последней. По маршруту самолета было две горы - Салак и Геде. Это потухшие вулканы. Высота одной 2211 м/7254 футов над уровнем моря, высота другой - 2958 м/9705 футов.

С экранов диспетчеров сигнал исчез, когда SuperJet 100-95 выполнял разворот вправо и пересекал высоту 6200 футов. А столкновение произошло на высоте 5200 футов. То есть самолет снизился ниже безопасной высоты. Не знаю, в каких условиях проходил полет на этом трагическом отрезке: визуально или нет. Но расследователи, проанализировавшие не одну сотню тяжелейших авиакатастроф, вывели постулат: "Соблюдай золотое правило: знай, где находишься, где следует находиться, где находится земля и препятствия".

Это не первый случай, когда бьются новейшие самолеты. До этого Ан-140 в Иране, Су во Вьетнаме, Ан-148 под Белгородом... Есть повод задуматься, особенно тем, кто любит все причины списывать на старость авиатехники.  Но о чем еще раз свидетельствует эта катастрофа? SuperJet 100-95 был оборудован по последнему слову. В том числе системой предупреждения о близости земли и предупреждения об опасности сближения с землей (GPWS/TAWS). Опять же статистика Всемирного Фонда Безопасности полетов свидетельствует: некоторые авиационные происшествия произошли именно потому, что пилоты игнорировали сигналы об опасности. Или, пытаясь оценить точность сигнала GPWS/TAWS, теряли драгоценные секунды. Что было здесь - расследователи, безусловно, разберутся.

Хроника последних трагедий в горах

15 марта 2012 г. Швеция. Самолет Lockheed C-130J Hercules Королевских ВВС Норвегии в плохих метеоусловиях столкнулся с горой Kebnekaise. Погибли 5 человек.

10 ноября 2011 г. Гавайские острова. Вертолет Eurocopter EC130 B4 американской авиакомпании выполнял полет с туристами. В условиях низкой облачности и ветреной погоды столкнулся с горой. Погибли 5 человек.

11 ноября 2011 г. Мексика. Вертолет AS 332L1 Super Puma президента Мексики, на борту которого находились 8 высокопоставленных чиновников, столкнулся с горой на высоте 2600 м.

23 ноября 2011 г. США. Частный самолет Rockwell Commander  столкнулся с горой. Погибли 6 человек, включая 3 детей.

25 сентября 2011 г. Непал. Самолет  Beechcraft 1900D непальской авиакомпании возвращался в столицу из экскурсионного полета. При заходе на посадку столкнулся со склоном горы. Погибли 19 человек.

2 августа 2011 г. Бразилия. Новый самолет Cessna ВВС Бразилии, находясь на маршруте, столкнулся с вершиной холма. Погибли 8 человек.

14 августа 2011 г. Южно-Африканская республика. С вершиной горы столкнулись сразу два самолета Piaggio P-166S Albatross, летевшие для участия в аэрошоу.

6 июля 2011 г. Афганистан. Самолет Ил-76 ТД азербайджанской авиакомпании столкнулся со склоном горы. Погибли 9 человек.

26 июля 2011 г. Марокко. Военно-транспортный самолет Lockheed C-130H Hercules врезался в гору при заходе на посадку. Погибли 80 человек.

14 января 2011 г. Бразилия. Самолет Beechcraft SuperKing Air200 при  заходе на посадку снизился ниже безопасной высоты и столкнулся с горой. Погибли 6 человек.