09.05.2012 23:51
    Поделиться

    Полиция подвела итоги акции "Марш миллионов"

    В беспорядках на Болотной площади пострадали 29 полицейских

    Десятки раненых и сотни задержанных, горы мусора и битого стекла - вот результат широко разрекламированного "марша миллионов", прошедшего в Москве 6 мая.

    Уже очевидно, что речь изначально не шла о мирной политической акции, согласованной с мэрией Москвы. "Знала заранее, что основной целью будет стояние на мосту, прорыв и сидячая забастовка. Если бы не знала, конечно бы, пошла", - честно написала в своем блоге Ксения Собчак.

    "Вожди" оппозиции заранее готовили провокацию, сделав, по сути, заложниками всех пришедших. Впрочем, многое свидетельствует о том, что немалая часть тех, кто пришел на Якиманку и Болотную, не заблуждались относительно мирного характера шествия.

    До Болотной демонстранты не дошли, оборудованная трибуна так и не дождалась своих ораторов. Из толпы зазвучали призывы идти на Кремль. И толпа ринулась прорывать оцепление, снося рамки металлодетекторов и решетки ограждения. Другая группа демонстрантов атаковала полицейских у кинотеатра "Ударник". Примерно в 17.20 стало понятно, что требуется вмешательство ОМОНа.

    Обычно полицейский спецназ находится в резерве - бойцы вступают в дело в крайнем случае, когда обычные сотрудники или солдаты-срочники из Внутренних войск не в силах сдержать толпу. В этот раз агрессивность оппозиционеров удивила даже многое видевших спецназовцев. Говорят, такое случалось только в начале "лихих 1990-х". Даже на Манежной площади в декабре 2010 года было не так горячо. В этот раз с полицейских срывали шлемы и бронежилеты, камнями, палками, арматурными прутьями и бутылками били по головам и рукам. То есть это была не спонтанная драка: отморозки целенаправленно стремились покалечить людей в погонах. Травмы получили 29 сотрудников, из них 24 омоновца. 6 госпитализированы с переломами и сотрясением мозга.

    У 32-летнего прапорщика полиции Александра Земскова - ушибленная рана левой височной области, травмирован левый коленный сустав. Из толпы его забросали камнями и кусками асфальта.

    Сотруднику ОМОНа старшему прапорщику полиции Юрию Гудкову обожгли глаза слезоточивым газом - брызнули из баллончика снизу под шлем. А потом обвинили полицейских в том, что те якобы применили химоружие. 50-летний спецназовец почти за 30 лет службы впервые получил травму, и не в бою, хотя за плечами - 9 командировок в Чечню, а от "мирного демонстранта".

    Старшего сержанта полиции Германа Литвинова ударили разбитой бутылкой, уголовники именуют такое импровизированное холодное оружие "розочкой".

    Несмотря на агрессию демонстрантов, полицейские избегали применения силы и спецсредств, что называется, на полную катушку. Хотя могли бы. Но задача была иной - выхватывать из толпы наиболее активных "протестантов" и препровождать их в автозаки. Причем невредимыми. Чем провокаторы и пользовались. Именно так получил травму лейтенант Максим Полканов. Один из "белоленточников", выдернутый из толпы, демонстративно улегся на спину. Что ж, спецназовцы таких относят в автозаки на руках. Лейтенант наклонился, чтобы поднять парня, и в этот момент получил сильный удар ногой в голову.

    Большой крови удалось избежать только благодаря выдержке полиции, особенно ОМОНа Центра спецназа ГУ МВД России по Москве. В отличие от своих коллег из европейских стран, которые при разгоне демонстрантов применяют и слезоточивый газ, и водометы, и пластиковые пули, наши даже не особо пользовались резиновыми палками. Толпу рассекали строем, для тех, кто хотел уйти, образовывали живой коридор. Наиболее бесноватых окружали, уговаривая через громкоговорители успокоиться. Более того, когда из толпы метнули бутылку с зажигательной смесью и подожгли своего же "протестанта", полицейские залили его пеной из огнетушителя. Задержанных - а их оказалось свыше 400 человек - вскоре отпустили. Может, безнаказанность - один из побудительных мотивов хулиганства?

    Аналитикам еще предстоит разложить по полочкам многие эпизоды случившегося 6 мая. Например, тактику провокаторов, когда экстремисты бросают в полицейских камни или бутылки и тут же прячутся за спины пожилых женщин. А из толпы истошно орут: "Бей космонавтов!".

    Корреспонденту "РГ" рассказали, как омоновцев пыталась спровоцировать беременная женщина: она бросалась с руганью на бойцов и кричала, что ее избивают. А какой-то папаша сфотографировал 4-летнюю дочурку с "боевым трофеем" - сорванным с сотрудника шлемом. Уже привычным стало и участие в столкновениях с полицией блогеров. Сначала они делают снимки, прикрываясь бейджиками с надписью "Пресса", а затем, спрятав карточки, атакуют полицейских. Удостоверение извлекается вновь, когда "журналистов" пытаются задержать.

    Не обошлось и без экзотики: в полицейских азартно метал камни негр, приехавший из США...

    Кстати

    В первых рядах шествия по Якиманке оказались любители нетрадиционного секса с флагами цветов радуги - так они реализовали свою давнюю мечту о гей-параде. А следом за ними шли православные националисты с черно-желто-белыми знаменами, убежденные сторонники "правильных" семейных ценностей. Чудны дела твои, Господи.

    а как у них?

    США

    В США неподчинение требованиям полицейских или угрозы в отношении них рассматриваются в качестве административного нарушения, а физическое нападение на стражей порядка считается серьезным уголовным преступлением и влечет суровое наказание. Так, в Вашингтоне за первый случай неподчинения полиции сажают за решетку на полгода плюс штраф 1000 долларов, при повторном неуважении к полицейскому наказание удваивается.

    В большинстве штатов физическое нападение на полицейских карается штрафом от 5 до 10 тысяч долларов и от 0,5 до 5 лет заключения. Одни из самых суровых законов по отношению к любителям подраться с полицией действуют в штатах Флорида и Нью-Джерси - в зависимости от отягчающих обстоятельств и причиненного здоровью ущерба за нападение на них можно задержаться в тюрьме на 10 лет.

    Италия

    Самыми показательными из всех последних "схваток" между манифестантами и полицией стали римские погромы 15 октября 2011 года. Мирное шествие неожиданно переросло в столкновение с отрядами полиции, в результате пострадало 80 человек с обеих сторон. Ситуация вышла из-под контроля из-за заранее спланированного бунта "блэкблокеров", которые ринулись громить витрины, поджигать машины и бросать в полицейских дымовые шашки. Пока правоохранительные органы добились тюремного наказания для двоих "блэкблокеров". Суд приговорил 21-летнего Джузеппе Чиурлео и 20-летнего Лоренцо Джулиани к 5 и 4 годам заключения соответственно.

    Германия

    Как рассказал "РГ" член Берлинской адвокатской палаты Торстен Хиппе, особой статьи за нападения на полицейских во время демонстраций в германском УК нет. Бузотеры наказываются по статье 125 УК ФРГ "Нарушение общественного порядка" за насилие или угрозу насилия против людей или повреждения их имущества максимально 3 годами тюрьмы. В особо тяжелых случаях нарушения общественного порядка, то есть при ношении опасного оружия (в том числе камней и бутылок), а тем более их использовании, германский УК предписывает наказания от 6 месяцев до 10 лет заключения. За повторное ношение и использование оружия во время шествий и митингов наказание до 3 лет. Обычно хулиганы приговариваются к 3 годам тюрьмы или денежным штрафам.

    Подготовили: Анна Розэ, Нива Миракян, Александр Гасюк

    Поделиться