05.05.2012 02:50
    Поделиться

    Мэр Лондона Борис Джонсон переизбран на второй срок

    Если бы прошедшие в четверг выборы в Британии были всеобщими парламентскими, то сегодня мир увидел бы на пороге премьерской канцелярии на Даунинг стрит, 10 не консерватора Дэвида Кэмерона, но лейбориста Эда Милибэнда. А посрамленному избирателем Кэмерону пришлось бы  собрать пожитки и в тот же день, с чадами и домочадцами, уйти, как это водится у власть потерявших на Альбионе, прочь с премьерского двора.

    На самом же деле Кэмерону и его Консервативной партии предстоит править в коалиции с либеральными демократами еще три года. И это несмотря на то, что на прошедших в Британии выборах избиратель ясно дал понять: он больше не доверяет правящей коалиции. Он отвернулся от тех, кому всего два года назад делегировал власть в стране. Поражение на выборах в местные муниципалитеты Англии, Шотландии и Уэльса оказалось для партнеров по коалиции сокрушительным. Консерваторы потеряли 428 мест в муниципалитетах, либеральные демократы - 336. Оппозиционные лейбористы в это же время заполучили больше мест, чем предсказывали самые оптимистичные прогнозы - свыше 854-х. Это лучший результат Лейбористской партии за последние 15 лет, из которых она была у власти 13 лет кряду, покуда не потеряла ее в 2010-ом. Синяя, окрашенная в последние два года в цвета партии тори, Британия за одну избирательную ночь покраснела. Погасший было цвет лейбористской партии засиял по здешним городам и весям в полную мощь.

    Прошедшие выборы недаром рассматривались наблюдателями как важнейшее политическое событие года на Альбионе. Они стали  важнейшей проверкой того, правильной ли дорогой шагают Кэмерон и его товарищи и в правильном ли направлении ведут страну. Избиратель вынес вердикт: неправильной. Застопорившийся рост экономики, массовые потери рабочих мест в силу заявленной правящим кабинетом политики строжайшей экономии, оскудевший кошелек трудящихся и при этом ставшая еще более полной корзинка британских богачей, которым правительство облегчило налоговое бремя - все это вызвало изжогу у британцев. "Мальчики, не знающие сколько стоит молоко" - так определила одна британка Дэвида Кэмерона и его команду, намекая на элитарное происхождение и оторванность от простого народа тех, кто правит сегодня этой страной.  Между тем и сегодня, после катастрофальных для его партии выборов, Дэвид Кэмерон настаивает, что и дальше будет "принимать трудные " решения, подразумевая под ними все то же затягивание поясов.

    А между тем у самой правящей коалиции связывающий ее поясок может того и гляди развязаться. Вынужденный политический альянс двух партий, ни одна из которых не набрала два года назад  на всеобщих парламентских выборах решающего большинства голосов, оборачивается сегодня несчастливостью для обоих. Те компромиссы, на которые пришлось идти  лидерам обеих партий,  вызвали раздражение рядовых партийцев. Либдемы требуют сегодня от руководства своей партии  не прогибаться под консерваторов, а консерваторы требуют от руководства своей партии отклониться от либеральных демократов и идти своим собственным путем. "Не будь мы в коалиции, мы бы проводили свою политику" - так весьма неосторожно высказался намедни один из министров правящего кабинета. В ответ на подобные настроения  британский телекомментатор колоритно заметил, что "либдемовский хвост бьет консервативного пса". Стало быть, логично ожидать усиления напряжения и разногласий внутри правящей коалиции. Не исключают также, что после поражения на нынешних местных выборах правящий кабинет постарается изменить свою тактику и произвести перестановки в своем составе.

    Единственным утешением для понесших вчера тяжелую утрату консерваторов стало вторичное воцарение на столичный престол их однопартийца Бориса Джонсона. Популярный в народе мэр-консерватор в тяжелом поединке с бывшим столичным мэром, лейбористом Кеном Ливингстоном, одержал победу с минимальным преимуществом и остался мэром Лондона на второй срок. Однако дело выглядит так, что Борис Джонсон выиграл мэрские выборы не благодаря своему членству в Консервативной партии, а вопреки ему. За эксцентричного, обаятельного, разъезжающего по Лондону на велосипеде Бориса проголосовали даже многие лейбористы. Но именно потому проголосовали, что Джонсон всегда  играл в беспартийного мэра, озабоченного исключительно благополучием горожан и процветанием Лондона. Ему не раз доводилось вступать в острую полемику с политикой своих партийных боссов, если это не совпадало с интересами города. Дэвид Кэмерон намедни заявил, что хотел бы видеть борисов джонсонов во всех городах страны. И в самом деле, премьер-министр предложил ведущим городам Британии, в которых до сего дня не было выборных должностей мэров, ввести такую должность. Однако Кэмерон проиграл и здесь: эта его идея жителями других городов в ходе референдума была отвергнута. Между тем именно популярный лондонский мэр Борис Джонсон может составить серьезную конкуренцию непопулярному премьер-министру Дэвиду Кэмерону. 47-летнего выпускника элитных Итона и Оксфорда, в прошлом журналиста и публициста, Джонсона многие в Британии видят будущим главой Консервативной партии Британии.

    В целом же прошедшие на Альбионе выборы принесли невеселую новость: британцы изрядно устали от политики и  изрядно разочаровались в своих политиках. На избирательные участки пришли в минувший четверг чуть более трети избирателей. В некоторых регионах голосовал лишь один избиратель из десяти. И возможно, именно это обстоятельство яснее всего прочего дает ответ на вопрос - в правильном ли  направлении партийные вожди ведут сегодня свой электорат.

    Поделиться