04.05.2012 16:30
    Поделиться

    В Екатеринбурге колясочник, которого не пустили в кафе, готовит иск в суд

    В Екатеринбурге разразился скандал вокруг одного из ресторан-клубов в центре города: 27-летний инвалид-колясочник "не прошел фейс-контроль", хотя заранее бронировал столик. Сейчас Александр Мокин с помощью специалистов по защите прав потребителей готовит заявление в прокуратуру и собирается подать иск в суд о компенсации морального вреда. Говорит, сумма ему не важна - главное, заставить нести ответственность владельцев ресторана, чтобы в подобную ситуацию не попадали другие.

    Как рассказал "РГ" 27-летний Александр Мокин, это случилось в его день рождения - 28 апреля. Заранее, за три-четыре часа, он позвонил в ресторан-клуб "Галерея" по адресу Фурманова, 60 и забронировал столик на четыре места, предупредив, что передвигается на инвалидной коляске. Именинник даже заранее подъехал к кафе, чтобы убедиться, что его коляска сможет проехать между столиками. Но дверь была закрыта: оказалось, заведение открывается только в шесть вечера. Менеджер, представившийся Павлом, по телефону заверил парня, что никаких проблем не будет: "Мы подберем для вас столик". 

    - Мы приехали вчетвером - культурно отдохнуть, потанцевать - кто может, посмотреть программу, - спокойно и дружелюбно рассказывает "РГ" Саша. - Я выбрал это заведение, потому что раньше в этом здании был ночной клуб без крутых лесенок, где мы уже отдыхали, - и меня на коляске никто не останавливал. К сожалению, этот клуб закрылся. Охрана нового клуба не пустила меня внутрь. Их позицию поддержала и девушка Полина, представившаяся арт-директором: "Как вы себя представляете в ночном клубе? Вы будете смущать посетителей". Она общалась очень оскорбительно: "Жалуйтесь, куда хотите, мне все пофиг, все по барабану". Я попросил дать мне реквизиты заведения - информационной доски у входа не было. "Я ничего вам предоставлять не буду!" - ответила она. Мы с друзьями не уходили и в течение часа ждали, пока она все-таки принесла бумажку с написанными от руки реквизитами. Я попросил показать мне оригинал или копию, арт-директор ушла и очень долго не появлялась. В итоге принесла две ксерокопии, на которых буквы были почти не читаемы. 

    - Обидно, но это уже второй подобный случай. В декабре мы также с друзьями заказывали столик в другом ресторане, но когда приехали, мне заявили: "Вы не подходите, вы будете смущать наших посетителей". Но тогда я не стал долго спорить, развернулся и ушел. Пожаловался в электронную приемную губернатора, из комитета по бытовому обслуживанию населения администрации Екатеринбурга следом пришло письмо, что на мое обращение отреагировали. И правда, вскоре мне позвонил директор этого заведения, извинился и пригласил к себе, отметив, что его сотрудники не правы и с ними проведена работа. 

    На этот раз именинник оставил запись в книге жалоб клуба, на которую руководство должно отреагировать в течение 10 дней. Но пока звонков из заведения не было. 

    Специалисты мэрии Екатеринбурга уже съездили с проверкой в "разборчивый" клуб. Чиновникам было очевидно, что заведение нарушило ряд норм. Во-первых, за девять дней до инцидента городская администрация провела совещание с владельцами развлекательных заведений и потребовала соблюдать Гражданский кодекс и пускать в ночные клубы всех желающих, отменив незаконный фейс-контроль. Во-вторых, по федеральному и областному законодательству у людей с ограниченными возможностями точно такие же права, как у остальных, в том числе  в сфере потребления услуг. И дискредитировать их клуб не имел права. Кроме того, проверка документов показала, что у кафе нет полного комплекта документов, чтобы осуществлять ночную деятельность. Так что тесного общения с прокуратурой развлекательному заведению в любом случае не избежать. 

    Когда история получила общественную огласку, представители клуба заявляли журналистам, что у них не было намерения обидеть клиента, просто возникло недопонимание. Однако Александр так не считает. 

    Мнения 

    Елена Леонтьева, председатель Екатеринбургской общественной организации инвалидов-колясочников "Свободное движение": 

    - К сожалению, это не первый случай нарушения прав инвалидов.  Только на моей памяти однажды девушку-колясочницу не пустили в аптеку, а меня лично - в продуктовый магазин. Охранник заявил, что цель инвалидов - обворовать продуктовую точку. Долго тянулась и тяжба между авиакомпанией, девушкой-колясочницей и невидящим юношей, которых отказывались пускать на борт самолета. В итоге ребята выиграли суды, но с тех пор авиакомпании перед вылетом заставляют подписывать людей с ограниченными возможностями договор, что не несут никакой ответственности, если во время полета с ними что-то случится. Нередко возникают коллизии и с местами на парковке, отведенными специально для инвалидов: зачастую их занимают обычные автолюбители с формулировкой "ну и что, мест не хватает". Например, совсем недавно я приехала на заседание Общественной палаты в здании администрации Екатеринбурга и не могла припарковаться: все пять мест с пометкой "для инвалидов" у мэрии были уже заняты. 

    К счастью, общественное мнение играет достаточную роль, чтобы мы могли пусть не наказать, но усовестить наших обидчиков. 

    Игорь Упоров, председатель Урало-Сибирской коллегии адвокатов: 

    - По моему мнению, в этой ситуации, безусловно, нарушены конституционные и гражданские права молодого человека, а также закон о защите прав потребителей. Ведь если человек собирается отпраздновать свой день рождения в кафе нормально одетым, не с пустыми карманами и при этом ведя себя прилично, то законных причин отказать ему просто нет! Александр может попробовать урегулировать этот конфликт в досудебном порядке, написав руководству клуба заявление со ссылками на определенные нормы закона и дать заведению несколько дней на размышление и ответ. Если его не последует или будет отказ, можно обращаться в суд. У парня есть все шансы выиграть дело.

    Поделиться