04.05.2012 08:21
    Поделиться

    Во Владивостоке открылась выставка необычных картин

    В галерее PORTMAY открылась выставка "Русские народные галлюцинации". Ее название, а точнее, метафору, которая породила идею собрать картины под столь неожиданным углом зрения, подсказал Борис Гребенщиков, называвший так существовавшую в девяностые годы группу "Звуки Му" и ее лидера Петра Мамонова.

    - БГ утверждал: "Звуки Му - не группа музыкантов, а подлинная "русская народная галлюцинация", самим своим существованием иллюстрировавшая полную тождественность развитого социализма и белой горячки. На мой взгляд, Петр Мамонов - самый великий русский юродивый, без которого русское сознание и понимание нашей культуры невозможны. Вот почему его портрет, написанный Тамарой Кузьминой в конце восьмидесятых, когда группа у нас гастролировала, - своего рода поэтический эпиграф к выставке. В нем выразительно передано гениальное безумие рокера и актера, - считает арт-директор галереи Александр Лобычев. - Русские галлюцинации были, есть и будут, они повседневность нашей жизни, структура нашего мировосприятия, мистические откровения нашей религии, кровь и душа нашей культуры…

    Владимир Погребняк, Всеволод Мечковский, Владимир Старовойтов, Юрий Аксенов, Лидия Козьмина, Джон Кудрявцев, Евгений Макеев, Александр Киряхно, Лиля Зинатулина, Анна Щеголева, Сергей Дробноход и многие другие представили на суд зрителей свои галлюцинации, впрочем, не имеющие временных и национальных рамок.

    По мнению искусствоведа, "галлюциногенное" творчество приморских художников примечательно тем, что "их видения, доходящие до абсурда и бреда, становятся результатом чистого вдохновения и художественной интуиции, увлекательной интеллектуальной игрой, способной превратиться и в поэтическую сказку, и в завораживающий кошмар". Но все-таки в конце этого туннеля всегда светит сказка и народный юмор, замешанный на анекдоте, переходящем в абсурд.

    Замечательна в этом смысле сумасшедшая алая картина Владимира Погребняка "Трах-ба-бах!", где Анка-пулеметчица строчит прямиком в жертву мужского пола. Проще и ярче анекдота быть не может, хотя некоторая двусмысленность остается: что это - женская мечта или мужской ужас?..

    А холст Маши Холмогоровой "Россия - родина слонов": ну откуда еще могли прийти эти радостные розовые слоны в среднерусский березняк? Только из народной души и народного же представления о подлинном состоянии мира, о том, каким это мир должен быть по справедливости.

    Самое ностальгическое произведение на выставке, по мнению большинства из опрошенных зрителей, - "Старое зеркало" Сергея Герасимова. Взрослый, поживший человек всматривается в зеркало времени и видит там себя прежним мальчишкой, в туго завязанной ушанке в зимнем сиянии солнца.

    - Мне эта вещь представляется живописной метафорой знаменитого фильма Андрея Тарковского "Зеркало", когда мир открывался детским глазам совсем иным. Может, этому помогает и стиль автора - кинематографически четкий и ясный, с гиперреальной прорисовкой деталей. Такие приемы характерны, кстати, для мастеров метафизического и сюрреалистического искусства, - говорит Александр Лобычев.

    Художники и все, кто причастен к организации выставки, приглашают побывать на ней: "ассортимент" галлюцинаций впечатляет. Возможно, потому что приморское искусство на рубеже веков приобрело ярко выраженные черты постмодернизма. Иными словами, художники, словно гоголевский Вий, приподняли веки и за внешней реальностью стали различать очертания мифа, сказки, космос человеческой души со всеми ее миражами и тайными обитателями. "Давайте будем принимать галлюцинацию как явление чисто художественное, как освобождение скрытых духовных энергий, волшебную сказку подсознания", - призывают они.

    Поделиться