04.05.2012 10:00
    Поделиться

    Ципи Ливни была признана самым "чистым" политиком Израиля

    "Железная леди" Израиля Ципи Ливни, которую еще недавно сравнивали с легендарной Голдой Меир, объявила, что уходит из большой политики. "РГ" вспоминает, чем запомнилась лидер оппозиции, а до того - самая обаятельная и привлекательная шеф внешней политики Еврейского государства, чуть не ставшая второй в его истории женщиной-премьером.

    "Упорхнула наша Ципи", - грустно шутят израильтяне. Каламбур - в самую точку: на иврите Ципи, Ципора означает "птица". Ципора Малка Ливни - вот полное имя нашей героини. Ну а Малка - это "королева". Ливни и ушла по-королевски. Спокойно признала поражение на внутрипартийных выборах лидера родной "Кадимы", которую возглавляла с 2008 года, и вышла из игры. Без всяких "дамских штучек". "Не оставаться же мне в качестве декорации", - резонно заметила она. Бывшие коллеги признают: рациональный ум и мужской характер всегда были присущи Ливни - как никому из израильских политиков. Это неудивительно: лейтенант запаса, бывший агент Моссада, она обеспечивала дипломатическое прикрытие двух военных операций Израиля (в Ливане и Газе), которые пришлись на время ее работы на посту главы МИД. Ливни - плоть от плоти Еврейского государства и в то же время очень нетипичный для здешних мест феномен политика.

    Казалось, что ее карьера была предопределена самим происхождением. Родители Ципи познакомились при обстоятельствах весьма романтических - во время нападения на британский поезд. Выходец из белорусского, точнее - тогда еще польского Гродно Эйтан Ливни и Сара Розенберг участвовали в подпольной вооруженной группировке "Эцель", которая, напомним, боролась за освобождение Палестины от власти Британской империи. Оба участника "боевого еврейского сопротивления" были схвачены местными силовиками, и обоим удалось бежать из тюрьмы. Поженилась пара 15 мая 1948 года. Приглядитесь к дате - это оказалась первая зарегистрированная семья в государстве Израиль! Оно, как известно, было провозглашено всего лишь днем ранее. Так что Ципи, родившаяся в Тель-Авиве в 1958 году, впитала рассказы о боевом прошлом и героический пафос буквально с молоком матери. Чем, говорят, ставила в неловкое положение школьных учителей на уроках истории.

    Ливни пришла в политику по примеру отца, который заседал в кнессете нескольких созывов от правой партии "Ликуд". Впрочем, до этого в ее жизни была служба в Армии обороны Израиля, а затем, что уже гораздо интереснее, - в разведке Моссад. Об этом факте говорят все, но мало кто обращает внимание: Ливни была завербована в совсем юном возрасте. Ей было всего 22. Чем занималась Ципи в разведке четыре года - до сих пор тайна. По одной из версий, она курировала конспиративную квартиру в Париже, на которой встречались израильские агенты, охотившиеся за арабскими эмиссарами в Европе. Подтверждений этому нет, но французским Ливни действительно владеет в совершенстве - как и английским. Как бы то ни было, служба в Моссаде обернулась большим плюсом на полях политической биографии Ливни - в Израиле ценят военных и силовиков во власти. Кстати, из подполья она вышла по самой простой причине - влюбилась и вышла замуж. В общем, все как у самых обычных женщин. С супругом, владельцем крупного рекламного агентства, Ливни живет в любви и согласии до сих пор и признается, что очень счастлива. Они вырастили двух сыновей. Ципи всегда говорила, что чувствует надежное плечо мужа, который поддерживал все ее начинания. При этом Ливни никакая не феминистка, а очень даже консервативная женщина Востока. По ее словам, все решения насчет карьерных перспектив обсуждаются на семейном совете.

    После получения диплома юриста и десяти лет успешной адвокатской практики (Ливни оказалась весьма успешной бизнес-вумен) она все-таки решила баллотироваться в кнессет. Ей это удалось со второго раза - в 1999-м. Настоящим "крестным в политике" для нее стал Ариэль Шарон - в его кабинете она получила более полудюжины министерских портфелей. А в конце 2005 года, не раздумывая, перешла с ним в новую партию "Кадима", отколовшуюся от "Ликуда". Этот раскол - очень знаковый. Краеугольным камнем стал болезненный вопрос об одностороннем размежевании с палестинцами и уходе израильтян из сектора Газа. Именно легендарный генерал Шарон выступил с идеей, которую многие правые сочли "предательской", - ликвидировать еврейские поселения в Газе и на Западном берегу реки Иордан. И эту идею поддержала и Ципи Ливни - та самая непримиримая Ливни, которую во власть привело несогласие с мирными соглашениями Осло. Так она сама рассказывала. Эволюция ее убеждений невероятно интересна. Истинная дочь своих родителей, она прошла путь от лагеря "ястребов" до умеренного политика, хотя "пташку" Ципи все-таки сложно назвать "голубем мира". Позже британцы даже выдадут ордер на ее арест - за "военные преступления израильтян" в секторе Газа во время операции "Литой свинец", которую поддержала глава МИД.

    Ее звезда взошла в 2006-м, когда она и получила ключевые политические посты министра иностранных дел и первого вице-премьера в правительстве Эхуда Ольмерта. Именно тогда всерьез заговорили о новом лице в израильском истеблишменте. Причем лице очень привлекательном. Ципи Ливни не эксплуатирует гламурный образ, однако отличается природным, интеллектуальным обаянием. Кстати, во время одного из визитов в Москву чары агента Ливни оценил тогдашний президент Владимир Путин - тоже, кстати, юрист и бывший разведчик. Мол, Тель-Авив специально подослал к нам такого красивого министра, чтобы за ней устремились еврейские мужчины России, пошутил он. Комплименты, конечно, штука приятная, но национальные интересы превыше всего, заочно парировала она.

    Однажды всегда осторожная глава МИД рискнула открыто выступить против своего шефа Ольмерта за провал "второй ливанской войны". В этом демарше - вся Ливни. Сама она, кстати, голосовала против бомбардировок штаб-квартиры "Хизболлы" в Бейруте, за что прослыла либералкой и даже "левой" (при этом без лишних сантиментов советовала ливанскому премьеру "вытереть слезы и заняться восстановлением страны"). Тогда, в 2008-м, ей все-таки удалось переиграть Эхуда Ольмерта. Ему пришлось уйти с поста главы "Кадимы" и оставить премьерское кресло. После этого именно Ливни вышла победительницей на внутрипартийных выборах, хотя и с небольшим перевесом. Пробил ее звездный час. Президент поручил ей сформировать правительство. Если бы Ливни удалось сколотить коалицию, она бы вошла в историю Израиля как "вторая Голда Меир". Но ей не хватило поддержки в кнессете. В итоги премьером стал политический тяжеловес Биби Нетаньяху, а поверженная Ливни гордо ушла в оппозицию. Еще три года спустя, в конце марта 2012 года, она потеряла и руководящий пост в своей партии. Многие эксперты критикуют ее за эти "упущенные годы" за бортом правительства.

    Как бы то ни было, Ципи Ливни оставила яркий след в истории Израиля. Еще несколько лет назад журнал Time включил ее в список самых влиятельных женщин планеты. Между прочим, статью про Ливни писала ее американская коллега Кондолиза Райс. Экс-глава МИД по праву гордится тем, что самостоятельно пробилась в высшие эшелоны власти и никогда не была ничьей "креатурой". А еще она признана самым "чистым" политиком в современном Израиле - что особенно ценно на фоне бесконечных коррупционных скандалов. Накануне израильская газета "Гаарец" вышла с редакционной статьей, посвященной Ливни. Она кончается сентиментальным пассажем: "Мы говорим ей до свидания, но не прощаемся с ней". По крайней мере, сама Ливни намекнула, что по-прежнему будет принимать живое участие в общественной жизни страны. Кто знает, может быть, на сей раз она, и правда, проявила женское лукавство, объявив об окончательном уходе из большой политики.

    Поделиться