02.05.2012 16:22
    Поделиться

    В Пензенской области 80 процентов старшеклассников занялись бизнесом

    Результаты внедрения курса "Обучение через предпринимательство" в пензенских школах представили на региональном фестивале.

    В среду в министерстве образования Пензенской области подвели его итоги. В проект вовлечено около 80 процентов старшеклассников. Они разработали более 1200 собственных бизнес-проектов. Часть из них уже реализована.

    Деньги не пахнут

    - Мы со школьниками решили открыть свое дело по утилизации древесных отходов. В нашем городе шесть деревоперерабатывающих предприятий и с десяток частных лесопилок. Все посадки за городом усыпаны опилками. Даже смотреть больно, - рассказывает учитель изобразительного искусства из средней школы № 4 города Никольска Пензенской области Андрей Барышев.

    Коммерческая идея была заимствована с урока биологии, где ученики знакомились с процессом превращения древесных отходов в органическое удобрение. Для ее реализации приспособили бесхозный школьный гараж. В пустующем ангаре создали микроклимат для ускоренного гниения опилок. В качестве катализатора использовали обычного червя. Процесс превращения отходов в полезную органику практически не потребовал финансовых затрат. Расчетная прибыль сложилась за счет высокого покупательского спроса на дешевые удобрения. Уже сегодня крестьянско-фермерские хозяйства выстраиваются за ними в очередь. Кроме того, поставщики опилок сами готовы платить за их утилизацию. Раньше им приходилось вывозить отходы за город. Школа располагается поблизости от производства - доставлять опилки сюда дешевле.

    Школьное предприятие, где помимо учителя числится еще с десяток юных предпринимателей, пока зарегистрировано как производственный кооператив. Прибыль вкладывается в расширение производства. Это лишь один из сотен примеров, когда со школьной скамьи детям наглядно показывают, как заработать деньги и открыть свое дело.

    Воспитать лидеров

    Увеличение плотности среднего и малого бизнеса в регионе - конечная цель образовательного проекта. В прошлом году в статистический регистр хозяйствующих субъектов Пензенской области было включено свыше 57 тысяч субъектов малого предпринимательства и 216 средних предприятий. Еще год назад их общее число было в пять раз меньше. Но эти темпы прироста глава региона Василий Бочкарев счел недостаточными.

    - Нам нужны лидеры, а современная школа воспитывает рабов, - в выступлении на фестивале отметил губернатор. - Активные и инициативные ребята для учителя не удобны. Он привык всех стричь под одну гребенку. Меня удивили цифры одного исследования. У нас в стране число лидеров на тысячу населения - 0,8 процента. В США - 8 процентов. Наш проект призван переломить ситуацию в образовании, а значит, и в экономике.

    Пензенская область взяла пример с Швейцарии, где каждый ученик закреплен за фермой или небольшим производством. Учащиеся не просто работают на нем, но и на конкретном примере изучают организацию труда. Основоположник этого направления, в прошлом обычный школьный учитель Матс Йохансен, год назад побывал в Пензе и посетил несколько сельских школ.

    - По его рекомендации мы сдружились с местными фермерами. Часто бываем у них в хозяйствах, они помогают разрабатывать нам собственные бизнес-планы, учат замечать деньги под ногами, - говорит девятиклассница Мокшанской средней школы Тамара Хачатрян.

    Проблемы бизнеса

    Однако во многих районах школьники столкнулись с проблемой - не хватает предприятий менторов, которые могли бы поделиться достойным опытом. В Вадинском районе на 726 учеников, участвующих в проекте, приходится всего 21 компания-ментор.

    Другая сложность возникает на этапе юридического оформления школьного предприятия. Получив официальный статус, оно автоматически попадает в число налогоплательщиков. Налоги душат и школьный бизнес.

    - У нас при школе работает теплица. Выращиваем сезонные овощи и зелень, - рассказывает генеральный директор предприятия, а по совместительству специалист управления образования Вадинского района Светлана Забодаева. - По уставу мы можем реализовывать продукцию только на рынке. За прошлый сезон общая прибыль составила 47 тысяч рублей. Из них 20 тысяч съели налоги. Школьникам мы смогли выплатить зарплату всего по 500 рублей. Собственных средств не осталось даже на закупку семян для следующего урожая.

    Чиновники полагают, что сложные условия выживания закалят бизнесменов от школьной скамьи. После окончания школы они смогут рассчитывать на определенные преференции. Это участие в региональных и федеральных программах по поддержке малого и среднего бизнеса. Кроме того им безвозмездно предоставят производственные и офисные площади в местных бизнес-инкубаторах. Для этой цели введены в строй 32 тысяч квадратных метров оборудованных площадей.

    Поделиться