27.04.2012 16:40
    Поделиться

    ФАС хочет запустить торговую площадку вагонами

    Федеральная антимонопольная служба предлагает создать Совет Рынка в сегменте железнодорожных грузоперевозок и проводить торги на провозные емкости, чтобы решить проблемы с порожними вагонами и нехваткой провозных емкостей. А также сделать приемлемыми для грузотправителей тарифами на транспортировку. План мер для создания такой площадки должен быть выработан до 5 мая.

    Предложение обсуждалось на экспертном совете по железнодорожному транспорту при ФАС.

    Речь идет о Совете, который объединит всех участников рынка, не только операторов, но и грузотправителей, владельцев инфраструктуры, причем даже частных подъездных путей.

    В Совет могут войти существующие уже саморегулируемые организации, представители РЖД, объединения бизнеса. На торговой площадке  Совета Рынка замглавы ФАС Анатолий Голомолзин предложил проводить организованные, а не биржевые торги подвижными емкостями. То есть торги  жестко завязанные на технологии перевозок, на систему диспечеризации. Выставлять на торги предлагается даже место в вагоне, предоставленное в аренду локомотивной тяги.

    Уже в ближайшее время в ФАС намерены заняться написанием программного обеспечения для модельных торгов, где будет проходить отработка компетенции, сказал Гломолзин. И напомнил, что аналогичный Совет создан на рынке оптовой энергетики, где идет  торговля электричеством для нерегулируемой части рынка. На становление торговой площадки понадобилось полтора года, констатировал замглавы ФАС.

    На данный момент в России уже есть одна площадка по аренде вагонов, но ей мало кто пользуется. Грузоотправители и операторы предпочитают договариваться друг с другом напрямую.

    Заявлял о создании еще одной подобной электронной площадки в марте Росжелдор. Причем в агентстве тогда посчитали, что чем больше будет таких площадок, тем лучше.  Насколько она будет эффективна, поможет ли решить проблему дефицита провозных емкостей в одном месте и заторов с пустыми вагонами в другом, тоже неизвестно, отмечают эксперты.

    У РЖД, которая управляет железнодорожной инфраструктурой и потоками пассажирских и грузовых поездов, есть собственный механизм решения вопросов с организацией грузоперевозок, который доказал свою эффективность, сообщили "РГ" железнодорожники.

    Уже созданы 16 координационных советов и восемь межрегиональных координационных советов на всей территории России, с участием руководителей субъектов, грузоотправителей, представителей железнодорожного рынка, ФАС.

    Железнодорожники считают, что это эффективная площадка для решения любого рода проблемных вопросов. Новый механизм взаимодействия всех сторон, заинтересованных в организации перевозок, дает возможность в режиме открытого диалога обсуждать любые затруднения, связанные с вывозом продукции и принимать необходимые согласованные меры для их устранения.

    Так, к примеру, по результатам заседания регионального координационного совета, состоявшегося в марте текущего года в Воронеже, принято решение о формировании и юридическом закреплении порядка взаимодействия между грузовладельцем, оператором и железной дорогой. Вопрос будет вынесен на рассмотрение РСПП и в дальнейшем правительству.

    Минтранс уже направил свои предложения по модели рынка грузоперевозок в Минэкономразвития, сказал замглавы департамента госполитики в области железнодорожного транспорта ведомства Андрей  Тонких.

    Она отличается от того, что предлагает ФАС. Если антимонопольщики хотят создать Совет для всего рынка, то Минтранс настаивает на создании такой организации только для операторов в нерегулируемом секторе перевозок, где возможна конкуренция.

    Минтранс согласен с тем, что надо в обязательном порядке оставить централизованное управление всеми потоками, как сейчас. Причем, чтобы не было путаницы, надо более жестко определить в законодательстве кто является владельцем вагона, а кто оператором. На данный момент вопрос квалификации оператора размыт в нормативах, добавил представитель Минтранса.

    В Минэкономразвития разделяют пока мнение Минтранса по модели рынка грузовых перевозок, но когда именно будет готов данный документ пока не уточняют.

    Поделиться