23.04.2012 23:44
    Поделиться

    Для развития Дальнего Востока создадут специальную компанию

    Мнения экспертов "РГ" о целесообразности создания госкомпании по развитию восточных территорий разделились

    Дальний Восток и Восточная Сибирь могут стать самым масштабным проектом в истории постсоветской России. По сообщениям СМИ, минэкономразвития подготовило проект закона о создании госкомпании, которая займется развитием этих территорий страны.

    Правда, в министерстве эту информацию не комментируют. Сообщают лишь, что "вопрос находится в стадии проработки". Опрошенные "РГ" эксперты единодушно признают, что развивать Восточную Сибирь и Дальний Восток нужно. Но расходятся во мнениях по поводу способов реализации этой цели.

    Именно эти территории станут в будущем основой ресурсной базы страны, говорит профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ "Высшая школа экономики" Алексей Скопин. "Месторождения Западной Сибири все изучены и наполовину освоены, - пояснил он. - И дальше двигаться можно либо в Арктику, либо - в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Но арктические проекты обойдутся значительно дороже, к тому же преимущество восточного направления - возможность связать эти территории с Японией и Китаем, который становится основным потребителем ресурсов".

    Но перспективы освоения природных богатств натыкаются на отсутствие транспортных коридоров, которые позволят вывозить сырье на азиатско-тихоокеанский рынок, считает Скопин. А привлечение частного бизнеса в сырьевые проекты тормозится из-за того, что не хватает хороших геологоразведочных исследований, подтверждающих с высокой вероятностью наличие залежей. На решении этих вопросов, полагает эксперт, и могла бы сосредоточиться будущая госкомпания.

    Регион развивать нужно, соглашается гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. Но сомневается в целесообразности создания для этого государственной спецструктуры. "Строительством железнодорожной инфраструктуры занимается РЖД, автотрассами - "Автодор". Создавать производство, строить заводы должно не государство, а бизнес, и потому непонятно, чем именно может управлять госкорпорация", - размышляет Андряков. Однако у РЖД много задач в связи с сочинскими проектами и по строительству магистралей в центральной части страны, возражает ему Скопин. К тому же до сих пор, добавляет он, не сформулирована внятная региональная политика, есть отдельные решения для регионов, а стратегии пространственного развития страны нет. Общий большой проект позволил бы сложить из этой мозаики целостную картину, и на основе этого строить стратегии для отдельных территорий.

    Какие средства понадобятся для будущих восточных строек государству и бизнесу, эксперты сказать пока не могут. Глава МЧС Сергей Шойгу, инициатор идеи создания госкомпании, называет сумму в 32 триллиона в течение двадцати лет. И быстрой отдачи от госвложений ждать не приходится, предупреждают эксперты "РГ". Срок окупаемости инфраструктурных коридоров может составлять от пятидесяти лет и больше, предупреждает Скопин.

    Инвесторам, предполагают эксперты, наверняка понадобятся налоговые льготы. Обсуждается, например, предоставление преференций по налогам на прибыль, на имущество и на землю. Специальный налоговый режим может стать инструментом для стимулирования роста производства, размышляет Андряков. Но льготы должны распространяться не на всю территорию, а на отдельные "точки роста", как это происходит в особых экономических зонах, говорит он. Надо решать и проблемы, которые стоят перед бизнесом на территории всей страны - улучшать деловой климат, бороться с коррупцией. Кроме того, предупреждает Скопин, необходимо будет тщательно подходить к отбору получателей преференций, чтобы за счет экстенсивного использования ресурсов не обогатилась лишь узкая группа бизнесменов.

    Налоговые льготы привлекут в регион золотодобывающие и нефтяные компании, прогнозирует директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Но пока не понятно, говорит она, что получат от этого города Восточной Сибири и Дальнего Востока, как изменится жизнь людей. Сейчас, предупреждает она, отток населения с этих территорий - самый больной вопрос. В прессе обсуждается идея господдержки для граждан, участвующих в проектах госкомпании - выдачи подъемных, оплату проезда к месту работы. Но это - разовая помощь, она не сможет удержать людей на новом месте надолго. Между тем с восточных территорий народ гонит не только суровый климат, но и низкие зарплаты, транспортная необустроенность. Изменения возможны, если больше полномочий и ресурсов будет передано регионам, убеждена Зубаревич. "При реализации крупных проектов концентрация ресурсов дает больше эффекта, чем децентрализация", - возражает Скопин. Но признает, что у централизованной модели проекта, которая сейчас в основном обсуждается в прессе, есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что на принятие решений не потребуется длительных согласований. "Минус в том, что если решения будут монополизированы и при этом не доступны обществу, экспертам, то возможны нарушения, - говорит эксперт "РГ". - Я бы все-таки предложил создать наблюдательный совет из авторитетных, не заинтересованных лиц, а саму деятельность корпорации сделать максимально прозрачной".

    Поделиться