23.04.2012 15:20
    Поделиться

    В Орле обострился кризис в сфере автобусных перевозок

    Орловские коммерческие перевозчики пригрозили городу забастовкой, посчитав, что мэрия их не слышит и не понимает.

    На прошлой неделе жители областного центра были встревожены заявлением коммерческих перевозчиков о проведении двухдневной забастовки. В ответ мэрия обратилась к жителям, разъяснив свою позицию. Замглавы администрации города по вопросам экономической и имущественной политики Валерий Шевляков заявил: частники выступают против конкурса на право обслуживания пассажиров по муниципальным маршрутам, который власти планируют провести в ближайшее время.

    - Мы прислушиваемся к мнению профессионалов и идем навстречу в требованиях, касающихся конкретного технического наполнения положения о конкурсе, - заявил он. - В соответствии с пожеланиями перевозчиков мы уже скорректировали ряд пунктов. Но в том, что касается интересов города и горожан, позиция администрации жесткая и незыблемая. Перевозки будет осуществлять тот, кто этого достоин сейчас, а не тот, кто годами возил пассажиров кое-как.

    Этот пункт и стал "камнем преткновения". По условиям конкурса при равенстве набранных баллов преимущество отдадут тому, чья заявка на участие поступила раньше. И в этом действующие перевозчики увидели для себя угрозу. По словам председателя Совета директоров саморегулируемой общественной организации пассажирских перевозчиков "Альтернатива" Игоря Бортникова, такое условие может вызвать "передел рынка", ведь проконтролировать, кто и когда подал документы, непросто.

    - Организаторы конкурса отказываются в оценочных критериях учитывать опыт работы перевозчиков, который подтверждают ранее заключенные договора, - рассказал он. - Мы консультировались с УФАС по данному вопросу, и нарушения, ограничивающего конкуренцию, в таком пункте нет. В других субъектах это учитывают, что логично, если перевозчик в течение многих лет обслуживал маршрут. Почему при прочих равных условиях он должен уступить свое место?

    Но и мэрия не сдает позиции. По словам председателя городского комитета транспорта и связи Виталия Гришакова, власти готовы идти только на "разумные уступки". Он подчеркивает, что "переделом рынка" никто не занимается, а при разработке конкурсной документации был учтен опыт других регионов. На опыт, ссылаются и оппоненты мэрии, утверждающие, что пункта о преимуществе тому, кто раньше подал заявку, в других регионах они не нашли.

    - Почему перевозчики требуют дать преимущество тем, кто уже работает на маршруте? - задается вопросом Виталий Гришаков. - Потому что сегодня та же "Альтернатива" обслуживает до 70 процентов маршрутов и хочет сохранить их за собой. Насколько такой подход выгоден городу? Почему старый перевозчик должен иметь преимущество перед новым, у которого, к примеру, более новые и комфортабельные транспортные средства, солиднее стаж водителей? И потом, "старый" - не значит более добросовестный.

    Однако "старые перевозчики" считают, что их попросту пытаются вытеснить с рынка. Поскольку в Орле все на виду, "альтернативщики" подозревают, что новые перевозчики придут в областной центр со стороны, поскольку городской рынок давно сформирован. Подобные подозрения спровоцировали всплеск эмоций. Дошло до того, что один из членов СРО - председатель контрольного комитета этой организации и депутат Орловского райсовета Александр Рязанский, - обратился за помощью к федеральным властям и руководителю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Он пишет, что опасается за свое будущее - по его словам, в отношении него пытаются возбудить уголовное дело, чтобы "бросить тень подозрения на всю организацию".

    В мэрии считают, что проведение конкурса без учета прошлых "заслуг" - залог повышения качества перевозок

    - Такая история уже произошла в прошлом году, - рассказал Александр Рязанский. - Тогда мы добились отмены результатов конкурса, проведенного с нарушениями закона о конкуренции. А потом против меня возбудили дело по статье "Коммерческий подкуп". Якобы я продавал маршруты, хотя даже по своей должности отношения к их распределению не имею.

    Уголовное дело против Александра Рязанского вписалось в череду событий, связанных с проведением предыдущего конкурса. Как следует из материалов расследования, к нему в кабинет однажды пришел некий человек и потребовал выделить маршрут. Следствие посчитало его индивидуальным предпринимателем. Потом оказалось, что он - обычный водитель, у которого даже нет полномочий на заключение договора на обслуживание маршрута.

    Следствие полагало, что Рязанский потребовал от посетителя за выделение маршрута тысячу штук кирпича и тепловую пушку. Что было расценено как коммерческий подкуп. Расследование длилось почти год. В декабре дело закрыли за отсутствием состава преступления, а Рязанскому предоставили право на реабилитацию. Нашлись свидетели, показавшие, что он маршрутами не торговал, а деньги на кирпич и пушку при них выдал водителю из своего кармана.

    - Сейчас происходит то же самое, - считает Александр Рязанский. - Меня снова вызывают следственные органы, расследование по делу возобновлено. Только теперь речь идет не о коммерческом подкупе, а о мелком мошенничестве. И это опять происходит в тот момент, когда мы выступили против проведения конкурса на неравноценных условиях.

    Перевозчики написали обращения в разные инстанции в защиту коллеги, открытое письмо адресовали и главе региона Александру Козлову. "Система начисления баллов сводит на нет опыт перевозчиков и представляет собой выдавливание с рынка "накатанных маршрутов" малых предприятий административным методом, - пишут они в послании. - Это ставит в выигрышное положение вчера образовавшиеся предприятия, во главе которых стоят аффилированные с чиновниками люди. Выбор победителя размыт и отдан на откуп субъективному мнению членов комиссии".

    - Обеспечение равных условий для перевозчиков и проведение конкурса с учетом реального положения перевозчика на данный момент, без учета прошлых "заслуг" - залог повышения качества перевозок за счет честной конкурентной борьбы, - считает Валерий Шевляков. - По логике "Альтернативы", перевозчик, получивший маршрут пять лет назад и оказывающий услуги низкого качества, имеет преимущество перед перевозчиком, готовым оказывать услуги более высокого качества, лишь на основании того, что маршрут уже "накатан".

    Кстати, объявленная было двухдневная забастовка, которая могла бы парализовать жизнь города и обогатить таксистов, так и не состоялась. А мэрия, тем временем, объявила о старте первого этапа конкурса. 

    Поделиться