22.04.2012 23:00
    Поделиться

    Россия надеется компенсировать недостаточный интерес к аутсорсингу

    Тино Кюнцель, специально для RBTH

    Некоторые технические изобретения, перед тем как облегчить жизнь всему человечеству, сначала облегчают жизнь своему создателю. Пример Николая Абкаирова как нельзя лучше описывает данную ситуацию. Программисту из подмосковного Зеленограда надоело стоять в пробках, добираясь до места работы в Москве. В отличие от других жителей пригородов, в подобных случаях пересаживающихся на электрички, Абкаиров решил начать работать дома, сотрудничая с Раму Санкарой и Баскаром Роем, двумя американскими программистами из Индии, которые как раз собирались покинуть американского гиганта по производству программного обеспечения - компанию Oracle. В начале 2007 года, спустя девять месяцев упорного труда, три программиста завершили процесс создания прототипа компании, которая известна на рынке под названием Qik и специализируется на разработке приложений, расширяющих функциональные возможности мобильных телефонов. Программа Qik позволяет владельцам мобильных телефонов размещать в сети видеоролики и предоставлять друзьям доступ к ним. Этим приложением, которое также имеет версию для мобильных видеочатов, в настоящее время пользуется более 10 млн человек во всем мире. Стартап в считанные месяцы поднялся до заоблачных высот, и в январе 2011 г. компания была куплена корпорацией Skype за 121 млн долларов США.

    Сегодня в Qik работают 50 программистов из Зеленограда. Выпускникам Национального исследовательского университета электронных технологий "МИЭТ", который также расположен в Зеленограде, повезло: прямо под боком находится столь желанный работодатель.

    Как показывает опыт Qik, российским компаниям не нужно менять место нахождения, чтобы конкурировать на глобальном рынке. Тем не менее, успех Qik всецело зависит от американской компании из Кремниевой долины, два десятка сотрудников которой отвечают за маркетинг и продажи продукции. Без деловой хватки зарубежных партнеров проект провалился бы с самого начала, сказал Абкаиров в интервью сайту Zelenograd.ru. "Я более пассивен, я не такой смелый, чтобы взять и куда-то прыгнуть", - отметил он.

    До недавних пор Россия больше славилась талантливыми программистами, чем грамотными бизнесменами, но сегодня все больше российских ИТ-компаний добиваются коммерческого успеха. Московская компания по производству программного обеспечения ABBYY стала известной благодаря приложению для распознавания текстов FineReader и электронному словарю Lingvo. Сегодня ABBYY занимается разработкой решений для бизнеса, а также технологиями фиксации документов и данных.

    Наиболее успешной на международном рынке среди российских ИТ-компаний, безусловно, является "Лаборатория Касперского", занимающаяся разработкой антивирусных программ. Только в прошлом году компания заработала 612 млн долларов США, причем около 80% выручки было получено за рубежом. Отчасти под влиянием успеха "Лаборатории Касперского" все большее число российских стартапов с самого начала ориентируются в первую очередь на зарубежные рынки.

    Соучредитель и менеджер российского венчурного фонда Almaz Capital Александр Галицкий считает, что самое большое преимущество России - это "превосходные профильные институты", которые дают студентам-программистам прекрасное первоклассное образование, прививающее будущим разработчикам программного обеспечения навыки решения комплексных задач. "Умение решать комплексные задачи, аналитические способности, умение оперировать сложными алгоритмами и большим количеством данных - это все те области, в которых Россия может достойно конкурировать на мировом уровне, - заявил Галицкий. - И это те характерные черты, которые следует иметь в виду, работая с русскими".

    В подтверждение своей точки зрения Галицкий приводит в пример две популярные игры для смартфонов. По его мнению, популярная игра Angry Birds, разработанная финской компанией Rovio Entertainment Studios, не предъявляет к умственным способностям пользователя таких требований, как пользующаяся аналогичной популярностью Cut The Rope от московской компании ZeptoLab. "Cut The Rope - это совершенно иной интеллектуальный уровень", - однако это умствование отвлекает российских программистов от дела, отмечает Галицкий.

    По словам основателя "Лаборатории Касперского" Евгения Касперского, в России "достаточно много квалифицированных специалистов, но крайне мало успешных компаний".

    Глава московской компании Parallel Graphics Георгий Пачиков отмечает, что десять лет назад многим казалось, будто западные компании, выбирая страну для аутсорсинга, в первую очередь должны отдавать предпочтение России. "Но наши программисты смотрят на программное обеспечение и думают про себя: "Я могу сделать лучше”. Работая на условиях аутсорсинга, ты должен строго придерживаться правил, а это требует определенной самодисциплины", - добавил Пачиков.

    Бóльшая часть бизнеса Parallel Graphics сосредоточена за рубежом, а ключевыми клиентами компании являются корпорации Boeing и Airbus. По словам Пачикова, интерес к отечественному рынку с самого начала был минимальным. "Потенциальная экономия, которую дает использование нашего приложения, полностью перекрывается огромными эксплуатационными расходами государства, - говорит Пачиков. - В этом отличие экстенсивной экономики от интенсивной".

    Технический директор Parallel Graphics Александр Вовкула убежден, что российские компании, сотрудничающие в западными фирмами в разработке новых идей и приложений, оказываются в более выгодной ситуации. "Если клиент точно не знает, чего он хочет, - говорит Вовкула, - тогда добро пожаловать в Россию".

    Также доступна английская версия статьи.

    Поделиться