Первый день работы Пермского форума посвящен обсуждению механизмов работы системы "Открытое правительство".
- К работе над проектом "Открытое правительство" было привлечено более 400 экспертов, - рассказывает Михаил Абызов, советник президента РФ. - "Открытое правительство" - это площадка, где происходит пересечение власти и гражданского общества.
Ключевыми механизмами системы "Открытое правительство" станут новые институты, которые необходимо создать. Первый - экспертный совет при председателе правительства страны. Второй - систему общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ). Третье нововведение - стандарт информационно-публичной деятельности ФОИВ. Четвертое - так называемый "Контракт эффективности", заключаемый с министерствами и ведомствами. Пятое - электронный бюджет.
Предполагается, что в совет при председателе правительства войдут люди, чьи кандидатуры пройдут общественное обсуждение (до 15 человек), чья репутация будет безупречна. Этот совет формируется с целью участия в выработке основных направлений деятельности правительства, разработке "контракта эффективности" - посредством участия в заседаниях всех уровней - от президиума правительства до правительственных комиссий.
Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти создаются для контроля над кадровой политикой и определения приоритетов в работе министерств и ведомств, контролем за их антикоррупционной деятельностью, за избыточными функциям, за корректностью и четкостью раскрываемой информации.
Стандарт информационно-публичной деятельности предполагает создание механизма полного раскрытия информации о всех поручениях и ходе их выполнения, о содержании проектов документов, которые находятся в разработке. Должна быть создана он-лайн оценка степени открытости органов исполнительной власти.
"Контракт эффективности" или общественный договор с министерствами и ведомствами означает разработку ключевых показателей эффективности работы органов исполнительной власти. Кроме того, система должна сделать публичными все цели и задачи, которые ставит перед собой правительство.
Электронный бюджет означает переход на юридически значимый документооборот.
- Расходы и доходы государства нужно сделать более открытыми, - считает Михаил Абызов. - Введение электронного бюджета позволит дать обществу больше информации о деятельности правительства, но на создание этой системы потребуется не менее трех лет, поэтому начинать необходимо в нынешнем году.
По словам Абызова, эксперты во время подготовки системы "Открытого правительства" определили три основных приоритетных направления, которые являются значимыми и востребованными с точки зрения общества. Сконцентрироваться необходимо на антикоррупционной деятельности власти, кадровой политике и социальных лифтах, развитии конкуренции и повышении предпринимательской активности.
Участники рабочих групп, разрабатывавших систему "Открытого правительства", рассказали о радикальных реформах, которые они уже рекомендовали провести руководству страны.
- На протяжении двух месяцев мы вели разговор с правительством, во время которого исполнительной власти пришлось услышать много неприятной информации о себе, - говорит Михаил Бершадский, участник рабочей группы по направлению "Социальная политика", президент группы "АльфаСтрахование". - Подгруппой, которая занималась вопросами здравоохранения, были даны рекомендации мнздравсоцразвития, были вскрыты проблемы. Необходимо менять функционирование системы: сегодня мы развиваемся в системе советского здравоохранения, созданной еще в 70-х годах. Необходим переход к рыночной системе здравоохранения, должен измениться принцип финансирования отрасли.
При этом Михаил Бершадский отметил, что если сейчас, после назначения нового правительства и формирования кабинета министров те разумные предложения, которые даются экспертами, начнут внедряться - тогда система "Открытого правительства" будет работающей. Если же власть начнет опасаться изменений в существующей системе работы правительства, то эксперты будут "работать в стол".
- Каждая из рабочих групп придумала большие системные реформы, - говорит Булат Столяров, участник группы "Защита прав граждан", гендиректор IRP Group. - Мы не чувствовали никакого политического потолка. Наши предложения сконцентрированы по направлениям: реформирование судебной системы и правоохранительных органов. Судебная система в России ориентирована на обвинительное правосудие - нигде в постсоветских странах эта проблема полностью не преодолена. У нас готовы предложения по независимости судей, выборности председателей судов, освобождению судов от вала дел, который приводит к формальному рассмотрению дел.
Кроме того, рабочая группа "Защита прав граждан" предложила создать федеральное бюро по противодействию коррупции, провести амнистию предпринимательского сообщества, навести порядок с правами граждан в тюрьмах - допустить туда всех активистов, которые хотят заниматься защитой прав граждан в тюрьмах.
- Но все эти предложения звучат не первый год, как и предложение о формировании рыночной системы в здравоохранении. Мы упираемся в вопрос дефицита политической воли, - заметил Булат Столяров.
Александр Починок, член Совета Федерации РФ от Пермского края, выразился острее: он сравнил "Открытое правительство" с Общественной палатой, где работают много замечательных людей, но - "ветер дует, лес шевелится, а внизу ничего не происходит".
- Как старый бюрократ и чиновник, я боюсь, что "Открытое правительство" станет очередным симулякром, - говорит Починок. - Я проанализировал все дискуссии: каждая из предлагаемых идей уже выдвигалась - 3 года назад, 14 лет, некоторые - 400-500 лет назад. В системе оценки министерств сегодня - более 300 показателей, но, оказалось - невозможно оценить деятельность по нескольким сотням показателей! Поэтому акцент должен быть не на генерацию идей реформирования государства, а на механизмы их реализации!