16.04.2012 23:03
    Поделиться

    Ирина Богушевская: Благодаря Интернету уже невозможно зарабатывать продажей дисков

    С концерта Богушевской похищены песни, которые дорого обойдутся "пиратам"

    В отношениях между "пиратами" и артистами - очередной конфликт. Ирина Богушевская исполнила со сцены новые песни, а уже назавтра обнаружила их выложенными на портале YouTube. Естественно, без своего согласия. И теперь выпустить долгожданный диск ей скоро вряд ли удастся: лейблы предпочитают издавать на CD и DVD только премьеры, еще не заслушанные в Интернете...

    На следующий день популярная певица не смогла сдержать обиды, высказавшись в "Живом журнале" о том, что если кто-то записывает песни с концерта - то почему не слушает их дома (против чего она не возражает), а обязательно выкладывает их и на YouTube? До этого с подобным произволом столкнулись Мара, а потом и Земфира с песней "Без шансов". И с тех пор ни та, ни другая новых CD, кстати, так и не выпустили...

    Обозреватель "РГ" разыскал Ирину Богушевскую, чтобы спросить о том, кто же из наших звезд решится первым урезонить "электронных пиратов"?! Благо законы об авторском и смежных правах, а также поддержка СМИ на стороне артистов?!

    Многие ваши коллеги фарисействуют: на словах осуждают тех, кто похищает их песни, а в суды не обращаются - дабы не потерять уважение фанатов. Вы тоже не попробуете наказать воров?

    Ирина Богушевская: Я бы не назвала это "похищением". Зрителям понравились песни, они были первыми, кто их вообще услышал, и они чистосердечно решили поделиться своим восторгом первооткрывателей с друзьями. При этом они, конечно, не думали о том, что нарушают мои авторские права. Но это как раз случай той самой простоты, которая хуже воровства... Час работы в хорошей студии стоит около сорока евро. Сколько часов потратит группа на запись, скажем, 15 песен? Плюс сведение, мастеринг, гонорары музыкантам. А потом - р-р-раз, и в один момент все это уходит в Сеть...

    Мы впервые столкнулись с этим, когда повезли в тур программу "Шелк" - она вся моментально попала в Сеть, и тогда я тоже злилась и расстраивалась. Как объяснить "видеоохотникам", что, когда они сливают в Сеть новые песни в ужасном качестве, они портят десяткам людей первое впечатление от новой песни?

    Что вам советовали друзья-артисты, тоже пострадавшие от "поклонников" и YouTube?

    Ирина Богушевская: Многие написали мне: "понимаем, что вы говорите об упущенной выгоде". Какая выгода? Чтобы разговаривать о выгоде, надо идти торговать плюшками! Их пиратить пока не научились...

    Благодаря Интернету уже невозможно зарабатывать продажей дисков. Но если пираты не остановятся, у артистов отпадет возможность зарабатывать и концертами. Ведь кому интересно куда-то ехать и платить деньги за то, чтобы послушать "живьем" то, что назавтра можно будет скачать бесплатно, сидя дома на диване?

    Многие артисты этого не понимают, иные даже благодарят "пиратов" за то, что те "бесплатно пиарят их творчество"?!

    Ирина Богушевская: Все мы, производители контента, сейчас находимся в одинаковой ситуации. Кто-то пытается действовать с помощью юристов. Но если на тебя идет большая волна, надо думать, как ее оседлать. Надо искать способы договариваться со своей публикой. У меня был опыт: программу "Тайный Сад" мы играли в ММДМ с оркестром под управлением В. Сержанова. Захотелось устроить конкурс любительских видео с концерта, но я просила пока не "палить" заглавную песню. И поклонники не обманули. Мы смогли договориться!.. Я не представляю, как ресурсы могут отлавливать тех, кто выкладывает чужой контент. И полагаю, что в дальнейшем это должен быть вопрос личной ответственности зрителей и слушателей...

    Возможно ли решать проблему, не апеллируя к сознательности "пиратов" (что, понятно, не гарантирует успеха), а технически и юридически?! Реально ли противостоять разгулу "электронного пиратства"? Мы попросили одного из ведущих специалистов РФ по авторскому и смежным правам юриста Ирину Тулубьеву прокомментировать ситуацию.

    прямая речь

    Ирина Тулубьева, юрист, специалист по авторскому праву:

    - Записывать исполнение артиста законно только по соглашению с ним. А тот, кто делает аудио- или видеозаписи без разрешения, несет ответственность перед законодательством РФ. Есть в данном случае и второе нарушение: загрузка ролика в Интернет - это тоже нарушение исключительных прав исполнителя. Ну а третье - еще более масштабно - YouTube со своего портала доводит до всеобщего сведения ролики, предоставляя пользователям возможность скачивать записи. То есть это уже многократное нарушение исключительных прав исполнителя. За все это предусмотрена ответственность: от гражданской и административной до уголовной... Но пока самая распространенная мера борьбы с пиратами - обращение с иском в суд. Если удастся доказать "упущенную выгоду" - когда из-за "пиратства" не удалось, например, выпустить CD или провести премьеру-презентацию, то можно добиться выплаты компенсации - от пяти тысяч рублей до пяти миллионов. А то и выплаты двойной стоимости прав на свои песни. Но все это надо доказывать с помощью юристов.

    Однако пока чаще всего артисты не идут на такие хлопоты, а предпочитают договариваться с ресурсами, чтобы те сняли с портала ролик-правонарушитель... В данном случае могут быть два ответчика: тот, кто снял и загрузил ролики, и тот, кто их распространяет. Недавно я встречалась с представителями Google (в чье подчинение входит и YouTube. - Прим. А.А.), и их позиция показалась мне двойственной: с одной стороны, они заверяли, что в случае обращения правообладателя и заполнения определенной формы на YouTube всегда убирают "пиратский контент", предлагая правообладателю отныне сотрудничать с ними лицензионно. Даже отчислять деньги за просмотры. Я спросила и об ответственности за предыдущее использование роликов. И получила ответ, что за это они не отвечают: вся ответственность лежит на загрузчике. На взгляд юриста, это нелогичная позиция: отвечайте тогда уж и за предыдущий период использования! Кстати, практика Google и YouTube в общении с американскими правообладателями такова: там-то они, конечно, отвечают за все, что доводят до сведения аудитории, в том числе и за незаконный контент...

    Поделиться