11.04.2012 23:48
    Поделиться

    Свердловский министр рассказал "РГ", как убедить инвесторов заехать за МКАД

    Привлечению денег в регион больше всего способствуют личные контакты

    Иностранный инвестор - пока еще редкий гость в регионах. Как убедить его выехать за пределы МКАД? Только установив прямой диалог, считает министр инвестиций и развития Свердловской области Михаил Максимов.

    Российская газета: Основные объемы инвестиций по-прежнему притягивают Москва и Санкт-Петербург. Бытует мнение, что российские регионы - это зона риска, оплот коррупции, здесь невозможно получить быструю прибыль. Как преодолеть такого рода стереотипы?

    Михаил Максимов: Встречаться с инвесторами лично и убеждать, давать гарантии. Для этого не нужно писать какие-то специальные программы, нужно просто работать индивидуально с людьми, реализующими проекты, и активно продвигать регион на международном уровне.

    Привлечение инвесторов - одновременно и сложная, и простая задача. Бизнесмены - практичные люди. Если они верят властям - они работают в регионе. Если видят, что поддержка осуществляется только на бумаге, - не работают. Это очень упрощенный подход, что за Москвой - сплошная зона риска. Есть территории, которые показывают отличные результаты, - Татарстан, Калуга. У Екатеринбурга тоже есть серьезные преимущества - например, обеспеченность высококвалифицированными трудовыми ресурсами.

    РГ: В феврале Свердловскую область посетила делегация Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и восьми крупных зарубежных фондов. На Среднем Урале они провели чуть меньше суток. Реально ли за такой срок оценить потенциал региона?

    Максимов: Вы зря думаете, что сутки - очень мало. У делегации была довольно напряженная программа, огромное количество встреч с губернатором, бизнес-сообществом. Инвесторы - очень осторожные, консервативные люди. И очень ценят свое время. Они не могут позволить себе потратить целую неделю на ознакомление с Екатеринбургом или любым другим городом. Но и вкладывать миллиарды, не видя территории, не представляя ее возможностей, они не станут.

    РГ: То есть это были своего рода смотрины?

    Максимов: Не смотрины, а нормальный рабочий процесс. Чем больше таких контактов, чем больше потенциальных инвесторов приезжают в регион, тем больше вероятность, что они примут решение работать здесь. Наша задача - использовать любую возможность для переговоров. С РФПИ, например, мы продолжаем активно взаимодействовать.

    РГ: Фонду было представлено пять проектов, и качество презентаций заметно отличалось. Не исключено, что в результате какие-то проекты недооценены инвесторами.

    Максимов: Не надо думать, что такие серьезные финансовые структуры принимают решение, опираясь только на визитку. Качество первой презентации, конечно, важно, но когда речь идет о финансировании проекта ценой 20-30 миллионов долларов, учитывается огромное количество критериев.

    РГ: Можно ли сказать, что стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестклимата, разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ) и проходящий апробацию в Свердловской области, - это попытка очертить границы взаимодействия с инвесторами?

    Максимов: Стандарт АСИ - это, по сути, обобщение лучшего опыта российских регионов, попытка ввести какие-то нормативы, критерии, чтобы помочь региональным властям "повернуться лицом" к инвестору. Там порядка 15 пунктов. Для Свердловской области, думаю, выполнить все требования АСИ - не проблема. Но инвестор будет смотреть в первую очередь не на стандарт, а на людей, с которыми ему придется взаимодействовать на территории.

    РГ: Каковы конкурентные преимущества Среднего Урала с точки зрения привлечения инвестиций?

    Максимов: Конечно же, наличие особой экономической зоны "Титановая долина" (всего четыре субъекта РФ имеют ОЭЗ). Ее резидентов на 10 лет избавят от таможенных пошлин, земельного и транспортного налога, а налог на прибыль они будут уплачивать по ставке 13,5 процента вместо 18. Помимо этого, участников "Титановой долины" освободят от налога на имущество, если его приобрели уже после получения статуса резидента.

    Второй плюс - собственная корпорация развития с крупнейшим уставным капиталом. Третий - накопленный опыт поддержки малого и среднего бизнеса: на реализацию такого рода проектов регион привлекает больше всех средств в России. В-четвертых, в прошлом году принят областной закон о технопарках, определены три площадки для размещения индустриальных парков. В текущем году начнется строительство первых двух - в поселке Кольцово и Каменске-Уральском.

    РГ: Каковы сегодня основные препятствия для прихода капитала на Урал?

    Максимов: Они общие для всей страны: чрезмерно завышенный уровень госрегулирования. Зачастую бывает, что и деньги есть, и инициативы, а до стадии реализации все доходит не раньше чем через год, а то и два. Скажем, чтобы получить землю, требуется пройти порядка 90 процедур. Количество чиновников, с которыми нужно согласовывать документы, излишне.

    РГ: Это неизлечимая болезнь?

    Максимов: Инвесторов мало, их нельзя оставлять один на один с чиновниками. Если человек хочет открыть новое производство, нужно не мучить его требованиями, а свести к минимуму бюрократические процедуры на старте проекта и сформулировать конкурентоспособное по сравнению с другими территориями предложение. Соперники не стоят на месте: некоторые ОЭЗ обнуляют ставку налога на прибыль.

    РГ: Областной венчурный фонд за все время существования профинансировал только два проекта. О деятельности Инфраструктурного хаба предприниматели тоже отзываются скептически...

    Максимов: Недовольные будут всегда, потому что из тысячи проектов, поступающих на экспертизу, в конечном счете остаются 20-30. Миллиард рублей, который Свердловская область вложила в бизнес через Инфраструктурный хаб, - это очень большая сумма по сравнению с другими регионами. Логично, что мы выбираем лучшее, - приоритет отдается инновационным компаниям с большим потенциалом роста. Также разработана отдельная программа для экспортных производств. Пока регион очень мало продукции отправляет на глобальные рынки, а уровень развития логистики такой, что проще закупить деталь в Китае, чем в Алапаевске. 

    РГ: Для чего создаются инвестиционные паспорта муниципальных образований?

    Максимов: Фактически это рейтинг территорий по более чем 400 показателям. Он формируется в рамках пилотной реализации стандарта АСИ. Это не более чем внутренний инструмент, он не нов, но результативен. Если вы занимаетесь повышением инвестиционной привлекательности региона, необходимо сравнивать территории друг с другом, анализировать ситуацию и задавать тон соревновательности. Мэры должны сознавать: от того, насколько активно они работают с предпринимателями, зависит очень многое.

    Поделиться