11.04.2012 21:26
    Поделиться

    Аукционный дом Christie’s выставил в Москве шедевры Рембрандта и Пикассо

    Аукционный дом Christie’s на два дня, 12 и 13 апреля, привез в Москву выставку, представляющую хиты будущих майских и июльских торгов в Лондоне и Нью-Йорке. Она открыта в только что отреставрированной усадьбе Муравьева-Апостола, что на Старой Басманной, 23/9. Старое здание (одно из немногих, уцелевших в пожаре 1812 года), в котором сохранены подлинные элементы дворянского особняка, оказалось идеальным пространством для соединения классики и современного искусства. Пространством, где публичность просмотра не мешает камерности диалога с картиной.

    Среди привезенных работ - шедевр кисти 20-летнего Рембрандта "Поясной портрет военного в горжете и шляпе". Портрет успел поучаствовать во многих музейных проектах, в том числе в венской Альбертине, музее Ван Гога, в Государственном музее Амстердама. Доехал даже до Национальной галереи Виктории, что в Австралии. В Москве же впервые. Учитывая, что молодой Рембрандт явно находился под впечатлением от Караваджо (в 2006 эта работа была включена в выставку "Рембрандт - Караваджо" в Амстердаме) и то, что у многих свежи воспоминания от Караваджо, привозившегося в ГМИИ им. А.С.Пушкина, увидеть эту работу будет особенно интересно.

    Но Рембрандт - это еще не все. По крайней мере в этой экспозиции. Отдельный зал посвящен модернизму начала ХХ века, где можно увидеть "Пионы" Матисса; полотно Дали из американской серии 1943 года, возникшей благодаря заказам двух глянцевых конкурентов - Vogue и Harper’s Bazaar. А также портрет юной Марии-Терезы Вальтер, написанный Пикассо в Буажелу в мае 1932. Это ее профиль античной богини поразил испанца так, что он остановил незнакомую красавицу в центре Парижа с решимостью почти наполеоновской: "Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие дела". Белизна этого профиля, в котором нежность линий сочетается с почти скульптурной определенностью, у Пикассо обведена прохладной синей линией и по контрасту оттенена плоскостью горячего красного цвета. Получилось поразительно чувственная работа, дышащая одновременно умиротворенностью и страстью. Из русских работ показывают ранний "Испанский пейзаж" Кончаловского и два полотна Айвазовского. Причем страсть последнего к морю явлена в одной из картин самым неожиданным образом. Из всех возможных вариантов сельского пейзажа, Айвазовский выбирает тот, где равнина полузатоплена, вместо дороги вздымаются волны, а телега, влекомая волами в этой трясине, похожа на какой-то архаичный корабль.

    Наконец, торги послевоенного и современного искусства представлены абстракциями Герхарда Рихтера и Дэмиэна Херста, пастелью Роя Лихтеншейна и объектами португальской художницы Джоаны Васконселос. Работы последней, если я не ошибаюсь, в Москве показываются впервые. Васконселос, которая принадлежит к новой генерации портуальских художников, работает с традиционно женским материалом, типа вышивок, вязанья, тканей. Но при этом использует их для создания скульптуры ("Лоуренс", 2011) или монументального рельефа из ярких полосатых подушек с кистями. Домашнее рукоделие и скульптура у нее буквально сплетены.

    В общем, пропускать эту выставку жалко. Кто знает, будет ли еще шанс увидеть эти работы, которые уйдут в частные собрания...

    Поделиться