06.04.2012 15:11
    Поделиться

    Вологодский губернатор намерен сделать районы области самодостаточными

    Сто дней на своем посту губернатор Вологодской области Олег Кувшинников отметил резонансными действиями - упразднил институт вице-губернаторов, сформировал кадровый резерв по итогам интернет-голосования, выдвинул ряд громких инициатив по развитию экономики.

    О том, какие еще сюрпризы ожидают в ближайшее время вологжан, Олег Кувшинников рассказал корреспонденту "Российской газеты".

    Российская газета: Олег Александрович, пятилетний план действий, представленный новой администрацией Вологодской области, амбициозен. На основании чего он формировался и насколько выполним?

    Олег Кувшинников: Последние социологические исследования, проведенные в регионе, вывели основную проблему власти - отсутствие обратной связи с населением. Упор при принятии управленческих решений чиновники делали не на мнение людей, а на собственное понимание ситуации - видимо, считая, что из высокого кабинета видней, какие инфраструктурные изменения нужны тому или иному муниципалитету, какие объекты строить, на что тратить бюджетные деньги.

    После того, как я за три месяца объехал все районы области, провел десятки встреч (не с партхозактивом, как бывало в советские времена, а с рядовыми жителями), усвоил одно - люди устали от монологов, им нужен диалог. Перечень проблем, которые они озвучивали на этих встречах, разительно отличался от задач, которые ставили перед собой районные власти. Эти два списка - народа и чиновников - не совпадали ни по одному пункту!

    С устранения этого противоречия началась работа по формированию плана действий на ближайшие пять лет. Потом стало очевидно, что для его реализации понадобится эффективная команда. Причем собрать эту команду мы тоже должны, основываясь на мнении людей.

    Мы придумали проект "Команда губернатора", который имел оглушительный успех, его участниками стали более трехсот человек. В интернете было открыто рейтинговое голосование, высказывали свое мнение уважаемые эксперты. Люди поверили, что во власть могут попасть люди "с улицы", воочию увидели те самые социальные лифты, о которых говорит руководство страны.

    С помощью интернет-голосования мы обновили команду более чем наполовину. После этого обновились и приоритеты в работе правительства области - новое качество жизни, новое качество управления, новая экономика. Пятилетний план - это программа по всем направлениям жизнедеятельности региона с конкретными цифрами, сроками и ответственными лицами, в нее вошли самые значимые пожелания, высказанные населением.

    Кстати, мы сделали многое, чтобы не потерять кредит доверия и укрепить обратную связь. Изменили регламент работы онлайн-приемной, сделали его более оперативным. Запустили новый проект "Вологодчина глазами вологжан". Не поленитесь зайти на сайт правительства области, там в режиме онлайн  вологжане рассказывают о проблемах и достижениях родного края. Это очень любопытно. Дайджест сообщений из рубрик "Я горжусь" и "Я обеспокоен" потом рассматривается на заседании правительства, даются конкретные поручения по исправлению ситуации.

    РГ: Вы долгое время работали в органах местного самоуправления. Готовы ли вы по старой памяти уделить бывшим коллегам особое внимание в решении наболевших проблем?

    Кувшинников: Выстраивая взаимоотношения с главами районов, я стараюсь донести одну простую мысль - на них лежит полная ответственность за то, что происходит на их территориях. Администрация области будет оказывать всю необходимую помощь главам районов, но определять стратегию развития они будут сами, вместе с депутатским корпусом, опираясь на обратную связь с избирателями.

    Главы районов, городских и сельских поселений избраны большинством населения, получают хорошую зарплату, имеют в своем распоряжении аппарат управления и множество административных рычагов. И я не намерен диктовать им свои условия, равно как и работать за них - искать инвесторов, решать вопросы тарифообразования и создания новых рабочих мест,  развития инфраструктуры, взаимодействия с градообразующими предприятиями, обеспечения обратной связи с населением.

    Меня искренне возмущает, когда я приезжаю в какой-либо район, и люди просят решить проблему, явно находящуюся в рамках компетенции органов местного самоуправления. Возникает логичный вопрос - почему глава района не решает это самостоятельно, а ждет приезда губернатора?

    Понимая, что такой подход должен быть подкреплен большей финансовой самостоятельностью, мы оперативно внесли изменения в региональные нормативно-правовые акты. Теперь налоги на имущество, на землю и доходы физических лиц практически в полном объеме остаются в местных бюджетах. Наши районы становятся самодостаточными, термин "местное самоуправление" наполняется реальным содержанием, а раз так, то и роль глав местных органов власти возрастает многократно. Задачи, которые они будут перед собой ставить и за выполнение которых отвечать перед людьми, должны быть достижимыми, выполнимыми, но амбициозными.

    РГ: Вы являетесь вице-президентом Союза городов центра и Северо-Запада России. Не планируете покинуть эту должность и передать портфель новому главе Череповца?

    Кувшинников: Устав Союза не предусматривает специального механизма прекращения полномочий вице-президента в случае изменения статуса должностного лица. Очевидно, что я как губернатор больше не смогу быть в руководстве этой ассоциации, ведь она объединяет глав муниципалитетов. Кто станет вице-губернатором вместо меня - решит правление. Но мне, безусловно, хочется, чтобы Череповец и Вологда были активно представлены в Союзе городов центра и Северо-Запада России.

    Эта организация имеет значимый лоббистский потенциал и серьезный опыт работы по анализу и обобщению достижений во всех сферах деятельности органов местного самоуправления, уже помогавший нам в решении проблем. Нужно, чтобы все наши наработки не пропали даром.

    РГ: Череповец сегодня является одним из крупнейших промышленных центров северо-западного региона. Однако вопрос дальнейшего развития города металлургов волнует общественность - недавно вновь возобновилась дискуссия по этому поводу. Какие, на ваш взгляд, отрасли должны стать основой экономики Череповца на ближайшие годы и в перспективе? На каких задачах должен сосредоточиться новый градоначальник?

    Кувшинников: С приходом новой команды всегда возникает дополнительный импульс развития. Уверен, что команда нынешнего мэра Череповца скорректирует те программы, которые уже доказали свою эффективность, и добавит динамики в процесс управления.

    Сегодня Череповец во многом определяет экономику региона, поэтому пристальное внимание к концепции его развития и со стороны региональной власти, и со стороны общественности вполне обосновано.

    Еще пять-шесть лет назад Череповец был вполне благополучным промышленным центром с высоким уровнем заработной платы, превышающим общероссийский. Однако кризис внес свои коррективы. Все поняли, насколько социально опасной может быть полная экономическая зависимость от крупного промышленного предприятия. Поэтому основными задачами мне видятся отраслевая диверсификация и развитие малого и среднего бизнеса как новой движущей силы экономики города. Причем, не только в сфере услуг, но и в сфере производства.

    Последняя общественная дискуссия была направлена как раз на поиск приоритетных путей развития города на ближайшие 10 лет. Кроме перечисленного мною, акцент сделан на модернизацию крупных предприятий и выпуск на них продуктов с высокой добавленной стоимостью, развитие инновационного сектора, улучшение городской инфраструктуры.

    Сегодня в Череповце слабо развит ресторанный бизнес, гостиничная инфраструктура, туристическая отрасль. А ведь Череповец вполне может стать привлекательным центром промышленного туризма.  Люди, которые едут по традиционному маршруту "Золотого кольца", смогли бы также посетить ультрасовременные предприятии мирового уровня.

    РГ: Как будут решаться вопросы экологии, актуальные для этого промышленного центра?

    Кувшинников: То, что сделало бизнес-сообщество для сохранения экологии Череповца за последние 10 лет, невозможно недооценить, это многомиллиардные инвестиции в охрану окружающей среды.

    В городе принят и работает комплексный план действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, в котором задействованы финансовые усилия 17 промышленных предприятий города. Разработаны мероприятия по снижению объемов выбросов загрязняющих веществ, недостаточно очищенных сточных вод и производственных отходов.

    Эта работа приносит свои плоды - на сегодняшний день Череповец исключен из приоритетного списка российских городов с наибольшим уровнем загрязнения, индекс загрязнения продолжает снижаться.

    Еще несколько лет назад приезжие удивлялись, видя на улицах Череповца черный снег. Сейчас нашим снегом никого не удивишь, он белый.

    Кроме того, у нас введены в строй уникальные пункты приема и переработки снега. Из снегоплавильных станций растаявшая масса поступает на очистные сооружения "Водоканала", где проходит ступенчатую очистку до экологически приемлемых показателей. В итоге Шексна, Ягорба и Рыбинское водохранилище не загрязняются сточными водами, а бюджет города получает ощутимую экономию от дешевой утилизации снега.

    РГ: Недавно на заседании местного отделения Русского географического общества вы озвучили задачу популяризации Вологодской земли. Расшифруйте ее, пожалуйста.

    Кувшинников: Сейчас идет жесткая борьба между регионами за ресурсы - бюджетные, трудовые, инвестиционные. И в этой борьбе выигрывают регионы, умело использующие свою уникальность - историческую, культурную, природную, экономическую.

    В последнее время люди, особенно молодежь, перестали активно интересоваться вопросами региональной истории, географии, экономики и культуры. Журналы, газеты, телевидение тоже  не уделяют этому достаточного  внимания. Однако без учета особенностей природы, истории, менталитета населения невозможно отстаивать геополитические интересы региона, определять политику его развития, вырабатывать точные управленческие решения. У газеты "1 сентября" есть хороший девиз: "Без географии вы нигде".

    Оценивая масштаб задач, мы выделили три основных направления популяризации Вологодчины - поддержка крупных проектов "200-летие Форта Росс", "Тайга без границ", "Экспедиция по следам Беринга".

    Первый проект предполагает изучение и популяризацию наследия знаменитых уроженцев вологодской земли. К 200-летию основания тотьмичём Иваном Кусковым Форта Росс в этом году посвящен ряд праздничных мероприятий в России и США. К юбилейным торжествам подключился город Бодега-Бэй в Калифорнии, это город-побратим Тотьмы.

    "Тайга без границ" продвинет Вологодскую область как регион, занимающийся экологическим туризмом и просвещением, это проект по сохранению лесных биотопов, включающий международные научные экспедиции, мониторинг биоразнообразия.

    Ну и наконец, "Экспедиция по следам Беринга" предполагает изучение, реконструкцию и моделирование маршрутов экспедиций 18-20 веков, проходивших по Сибирскому тракту через Вологодскую губернию.

    Кроме того, в планах у нас поддержка не таких крупных, но не менее интересных проектов "Поморское водное кольцо", "1050-летие Белозерска" и многих другое.

    РГ: Сегодня динамично меняется бизнес-культура. Многие регионы задумываются над созданием новых и более активной популяризацией старых брендов, разрабатывают региональные брендбуки и логотипы. По какому пути планирует пойти Вологодчина? Как власти намерены помогать местным производителям?

    Кувшинников: Регионы должны конкурировать друг с другом не только в вопросах экономического развития, привлечения инвестиций и реализации крупных проектов, но и в создании положительного имиджа территорий. Поэтому мы определили перечень основных местных брендов и активизировали работу по их продвижению.

    Это три исторически сложившихся бренда - "вологодский лен", "вологодское кружево" и "вологодское масло", а также новые - "Великий Устюг - родина Деда Мороза", "Настоящий вологодский продукт" и "Мастера Вологодчины". Последние два бренда - так называемые зонтичные, объединяющие в себе целый ряд брендов. Коллективный бренд позволит вологодским производителям существенно сократить затраты  на продвижение продукции, занять более выгодное положение на локальном рынке и не затеряться на полках в других регионах.

    Кроме того, мы оказываем помощь в развитии традиционных экономических брендов - "Северсталь" и "Фосагро". То, что в регионе успешно работают две крупнейшие компании мирового уровня, я считаю самым весомым аргументом в диалоге с новым инвесторами.

    РГ: За последние несколько месяцев вы сгенерировали сразу несколько идей по развитию новых региональных брендов. Например, проект по производству черной икры и превращению Кадуйского фольклорного фестиваля в центр народного юмора…

    Кувшинников: Не устаю повторять, что в каждом районе должны быть свои бренды, своя изюминка. К примеру, я знал, что в Кадуйском районе существует фирма по разведению осетров в искусственных водоемах, но масштабы предприятия меня поразили - 12 тонн черной икры в год, уникальные рынки сбыта. Планы - поднять производство до 40 тонн в год!  На Кадуйский фестиваль с его уникальным юмором и необычной кухней народ валом валит.
    Пусть эти бренды не станут международными, но если они смогут получить признание жителей региона, это уже немало.

    Встречаясь с людьми в районах, прошу об одном -  давайте вместе думать над тем, что может стать визитной карточкой вашей местности. И глав муниципалитетов призываю  - общественные дискуссии на эту тему помогут вам понять своих избирателей, стимулировать их деловую активность, а порой и пробить стену непонимания и недоверия.

    В свою очередь администрация области готова выделять финансовые средства в виде грантов на поддержку районных брендов.

    РГ: Не говорит ли стремление к поиску новых брендов о том, что исчерпали свой потенциал и не дают желаемой отдачи исторически сложившиеся бренды? К примеру, вы критиковали систему развития льноводства?

    Кувшинников: Если я критиковал недостаточно продуманный экономический подход к развитию каких-то брендов, это не значит, что плохи сами бренды.
    Согласитесь, каждый бренд должен быть экономически обоснован. Если мы вкладываем бюджетные деньги в развитие бренда, эти вложения должны окупаться - ростом рабочих мест и налоговых отчислений в бюджет.

    Развивать бизнес за счет бюджета неправильно. Поддерживать в надежде на отдачу в перспективе - да, содержать - нет. Это нецелевое использование  бюджетных средств.

    Исторически сложившиеся бренды - это отражение нашей культуры, самобытности, их нужно развивать, но на экономической платформе, которая будет приносить и моральные дивиденды, и экономический эффект, увеличивая валовый региональный продукт.
    С помощью этих брендов мы должны улучшать качество жизни населения, а не бизнес-структур.

    РГ: Недавно вы озвучили свое недовольство тем, как развивается в регионе сельское хозяйство. Одна из причин была вами названа - недостаточное внимание глав районов и сельских поселений развитию ключевой отрасли экономики. Какие еще проблемы вы видите для решения задачи выхода региона на докризисный уровень развития?

    Кувшинников: Действительно, сельское хозяйство развивается не теми темпами, на которые хочется рассчитывать. Тем не менее, кризисный порог мы преодолели, наблюдается даже небольшой рост валового производства продукции сельского хозяйства. Собрано 245 тысяч тонн зерна - это максимальный валовой сбор зерна, начиная с 2002 года. В животноводстве остановлен спад и получен прирост производства молока в хозяйствах всех категорий.
    Но мы должны действовать так, чтобы закрыть наши потребности по всем видам продовольствия. Если 20-30 лет назад мы были крупным экспортером продовольствия, то сейчас сами себя не обеспечиваем в полном объеме по основным продуктам. Например, по зерну обеспечиваем себя лишь на 50 процентов, аналогичная ситуация по картофелю, овощам, мясу. Так что рапортовать о продовольственной безопасности региона пока рано.

    Нужно иметь в виду, что при вступлении в ВТО мы можем потерять даже то немногое, что имеем. Уже сейчас в господдержке, выделяемой области из федерального бюджета, наибольший удельный вес занимают субсидии на возмещение части затрат на уплату по привлеченным кредитам. Закредитованность бешеная! У сельхозпроизводителей отсутствуют оборотные капиталы, нет нормальных кредитов на закупку техники и развитие производства. По итогам 2011 года совокупная ссудная задолженность сельхозорганизаций в нашей области превысила 11,5 миллиарда рублей - это почти 80 процентов годовой валовой выручки!

    Очевидно, что без комплексных федеральных программ поддержки отечественного производителя проблему не решить. Надо создавать новый механизм, который позволит сельскому хозяйству не столько выживать, сколько развиваться.

    В правительство Росси уже направлены наши предложения о пересмотре механизмов выделения субсидий на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам.

    Что касается программ поддержки сельского хозяйства, то в Минсельхоз для участия в конкурсе регионально значимых проектов были направлены пять долгосрочных целевых программ. По двум уже принято положительное решение. Готово к подписанию соглашение о господдержке программы по развитию молочного животноводства, нам доведен объем финансирования программы по развитию семейных ферм, одобрена программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности Вологодской области. Готовится к защите в правительстве области госпрограмма по развитию АПК на 2013-2020 годы.
    На поддержку сельского хозяйства из федерального и областного бюджетов в 2012 году предусмотрено выделение 1 130,7 миллиона рублей.

    РГ: Сегодня восстановлен Дорожный фонд Вологодской области. Однако налицо проблемы его администрирования, главы районов проявляют недовольство распределением средств. В чем вы видите основную задачу Дорожного фонда?

    Кувшинников: Задача проста - развитие транспортной инфраструктуры как необходимого условия устойчивого экономического роста. Воссоздание Дорожного фонда даст возможность планировать дорожные работы в долгосрочной перспективе, обеспечит общественный контроль и прозрачность расходования средств, позволит более эффективно использовать средства областного бюджета. Сейчас в фонде порядка 4 миллиардов рублей, львиная доля средств пойдет на восстановление дорог регионального значения. Это наша главная задача.

    Недовольство глав районов распределением средств понять можно - долгие годы проблема с ремонтом и строительством дорог не решалась, однако закрыть ее одномоментно не получится, кому-то придется подождать.

    Пока только 10 процентов идет на содержание и ремонт межрайонных дорог, но в дальнейшем процент отчислений будет увеличиваться. Тем более, что я ставлю задачу создать муниципальные дорожные фонды. При этом районы должны сами определить нормативы отчислений.

    К сожалению, у нас пока строят дешево и сердито по схеме "построил, отчитался, забыл". Контракт выполнен - фирму как ветром сдуло, а эксплуатационная организация начинает думать, что делать в колейностью, которая появляется уже через два месяца.

    Поэтому еще одна важная задача, которая стоит перед нами - повышение контроля за качеством строительства и ремонта дорог. Считаю, что будущее - за долгосрочными контрактами на условиях гарантийного обслуживания. Нельзя поручать строительство дорог одной фирме, а текущее содержание и капитальный ремонт - другой.

    РГ: Недавно была создана Корпорация развития Вологодской области. Какого экономического эффекта вы ждете от работы новой структуры?

    Кувшинников: Вполне конкретного - увеличения валового регионального продукта на 50 процентов за ближайшие четыре года - с  300 до 500 миллиардов рублей. Задача амбициозная, но выполнимая.

    У Вологодской области огромный инвестиционный потенциал, уникальная логистика, близко рынки сбыта, есть сырье для производства любого вида продуктов. Осталось воспользоваться новыми инструментами для развития экономики, улучшения делового климата, привлечения инвесторов, организации новых производств.

    Нам нужна открытость, стабильные и понятные "правила игры", максимальное упрощение бюрократических процедур, словом, система "одного окна" для бизнеса. Для этого и была создана Корпорация развития области.

    Предполагается, что администрация области будет формировать стратегию, разрабатывать и совершенствовать нормативно-правовую базу, создавать региональные институты развития, а вопросы бизнес-коммуникаций лягут на Корпорацию. На начальном этапе Корпорация будет заниматься инвестиционным маркетингом и сопровождением проектов.

    Вологодская область богата энергичными и предприимчивыми людьми с креативными бизнес-идеями. Задача корпорации - по максимуму использовать перспективные бизнес-проекты внутри региона.

    Поделиться