05.04.2012 17:31
    Поделиться

    Юлию Тимошенко допросят по делу об убийстве Евгения Щербаня

    Генеральная прокуратура Украины возобновила следствие по делу об убийстве в 1996 году депутата парламента Евгения Щербаня, самого влиятельного на тот момент человека на Донбассе. Поводом для этого стало заявление его сына Руслана, депутата Донецкого облсовета, о вновь открывшихся обстоятельствах. В рамках следствия будет допрошена и Юлия Тимошенко. Пока в качестве свидетеля.

    Новость сегодня огласил генеральный прокурор Виктор Пшонка, хотя еще накануне о попытке связать имя Тимошенко с убийством Щербаня на срочно созванном брифинге сообщил Александр Турчинов, ее ближайший соратник. Впрочем, пока, по словам генерального прокурора, Тимошенко будут допрашивать только как свидетеля.

    Однако Руслан Щербань недвусмысленно указывает на участие Тимошенко в убийстве отца. Он даже написал по этому поводу письмо послу США на Украине Джону Тэффту, с просьбой посодействовать в расследовании.

    Руслан Щербань заявляет, что в его распоряжении есть доказательства того, что деньги за убийство его отца поступили исполнителям со счетов, принадлежавших  Юлии Тимошенко и премьер-министру Павлу Лазаренко. Ранее, еще в августе 2011 года, заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин заявлял о наличии таких счетов и возможной причастности Лазаренко и Тимошенко к убийству Евгения Щербаня.

    Щербань-младший не сообщает, какого рода документы он передал в Генеральную прокуратуру. Равно как и прокуратура не спешит обнародовать важные детали дела, приоткрывая только схему. Вкратце она такова: Тимошенко через свой кипрский оффшор перевела деньги в оффшор Павла Лазаренко на Антигуа, а уже с этих счетов и были, якобы, оплачены услуги так называемой "банды Кушнира", которая непосредственно исполнила "заказ".

    Особенность возобновления "дела Щербаня" в том, что украинские обвинители в своем расследовании в значительной степени опираются на материалы судебного процесса над Павлом Лазаренко, который проходил в США. Американское правосудие, напомним, признало Лазаренко виновным в коррупции и отмывании доходов, и приговорило к 97 месяцам тюрьмы. Его срок заканчивается в ноябре этого года.

    Именно в США прозвучали слова о том, что ближайший помощник и "правая рука" Лазаренко Петр Кириченко близко, еще с советских времен, знал некоего криминального авторитета Александра Мильченко, по кличке "Матрос", который, по существующей официальной версии был посредником между заказчиками убийства и "бандой Кушнира". Признался в этой связи сам Петр Кириченко, пошедший на сделку со следствием, выступивший главным свидетелем обвинения и натурализовавшийся после этого в США.

    Также  в "американском" деле Лазаренко действительно есть документы, свидетельствующие о том, что со счетов в его оффшорном банке на Антигуа, через посредническую фирму, зарегистрированную на Багамах, Мильченко и его жена получили в 1997-1998 годах 2,5 миллиона долларов.

    Однако против версии о связи Лазаренко с убийством говорит то, что платежи начались только через полгода после убийства Щербаня, что как-то не вяжется с известной криминальной практикой. К тому же есть показания свидетеля, из которых можно заключить, что с Мильченко в это время (после убийства Щербаня) велись переговоры об оказании неких "охранных" услуг для Тимошенко, и это могла быть плата за них. Дать свои пояснения Мильченко по этому поводу не сможет: в 1998 году он внезапно умер в СИЗО.

    Наконец, через эту самую цепочку оффшоров от Тимошенко, к тому времени возглавлявшей компанию "Единые энергетические системы Украины",  к Лазаренко пришли далеко не 2,5 миллиона, а 14 миллионов долларов, примерно равными частями, ежемесячно в течение года. И деньги на счета тогдашнего украинского премьера поступали не только от Тимошенко, но и от других "данников". Поэтому доказать, что именно Тимошенко перечисляла в оффшор Лазаренко средства именно за убийство Щербаня практически невозможно. К примеру, американское правосудие сочло все ее платежи взятками, "долей", которую жертва вымогательства Тимошенко перечисляла своему покровителю Лазаренко. Равно как американцы не нашли достаточных оснований, чтобы обвинить Лазаренко и Тимошенко в причастности к убийству.

    Критики версии о связи Тимошенко и Лазаренко с убийством Щербаня указывают также на то, что в 2003 году тот же Руслан Щербань в суде над "бандой Кушнира" категорически отрицал всякую причастность Лазаренко к этому делу. К слову, Лазаренко в это время уже сидел в американской тюрьме и не мог давить на следствие, а Тимошенко была в политической опале. 

    Впрочем, на этом суде, проходившем в Луганске, все же звучали свидетельства, позволяющие заподозрить Лазаренко в заказе убийства Щербаня. Однако свидетельствовали об этом третьи лица, передавая слова, слышанные ими от людей, которые к тому моменту все уже умерли, и значит, сказанное ими невозможно проверить.

    Наконец, мало что известно о коммерческих или иных конфликтах между Лазаренко и Щербанем, а равно и с Тимошенко, которые могли бы привести к такому радикальному решению. По крайней мере, в публичную сферу эти конфликты не прорывались. В то время у него вполне могли быть и другие недоброжелатели, как на Донбассе, так и в самых верхах украинской политики.

    Евгений Щербань - самый популярный политик Донецкой области начала и середины 90-х годов, крупный бизнесмен, к моменту убийства уже год как отошедший от коммерции, и углубившийся в публичную политику. Он не скрывал, что намерен вести во власть "донецких" и потеснить традиционную элиту. Кроме того, в последние месяцы Щербань выступал как критик Леонида Кучмы, только осваивавшегося в кресле президента.

    Его убили 3 ноября 1996 года в аэропорту Донецка. Киллеры выехали на взлетную полосу, прямо к трапу чартерного Як-40 на котором Щербань возвращался из Москвы с дня рождения Иосифа Кобзона. Его расстреляли из автомата. Вместе с ним погибла жена и двое членов экипажа самолета. 

    Поделиться