03.04.2012 23:40
    Поделиться

    В Курганской области сотовая компания вернула абоненту деньги за ненужную услугу

    После вмешательства антимонопольной службы оператор сотовой связи признал, что услугу подключил незаконно, и вернул абоненту деньги.

    Эта история получила огласку после того, как в Курганское УФАС обратился один из абонентов сотовой компании. По словам курганца, возможно, он никогда бы не узнал о существовании платной услуги, если бы не понадобилась старая SIM-карта. Этой "симкой" он редко пользовался и был весьма удивлен, что на счете почти не осталось денег.

    Когда стал разбираться, выяснилось, что ему подключили платную услугу - информирование обо всех входящих звонках, когда телефон отключен или находится вне зоны действия сети. За SMS-сообщения со счета каждый день снимали 50 копеек. За несколько месяцев набралось 165 рублей. Однако такую услугу он не заказывал, поскольку в ней не нуждался. ФАС усмотрела в действиях компании грубое нарушение "Правил оказания услуг подвижной связи". В них говорится, что подобные услуги могут быть предоставлены только с согласия абонента.

    Во время разбирательств представители сотовой компании доказывали, что они сделали все правильно, так как считают услугу технологически неразрывно связанной с услугами подвижной мобильной связи, она улучшает потребительские свойства связи.

    - Мобильная связь предполагает доступность абонента вне зависимости от его местонахождения. А значит, информирование абонента о тех звонках, которые он не смог принять, является частью идеи мобильности абонента и доступности информации о входящих звонках, - пояснила корреспонденту "РГ" старший менеджер по связям с общественностью сотовой компании Светлана Рычкова. - Однако в связи с тем, что в данном случае абонента мы действительно не предупредили, то вернули ему потраченные средства, принесли извинения и считаем инцидент исчерпанным.

    Но антимонопольщики считают совсем иначе.

    - Пока завершен только один этап разбирательства - установлен факт нарушения, впереди второй - привлечение юридического лица к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, - говорит исполняющая обязанности руководителя Курганского УФАС Ирина Гагарина.

    Не стоит, однако, думать, что лишь в Курганской области операторы мобильной связи не брезгуют навязывать абонентам платные услуги. Корреспонденты "РГ" в Уральском федеральном округе изучили информацию о "сопутствующих" платных услугах операторов так называемой большой тройки, содержащуюся на их сайтах. Есть ли такая информация, легко ли ее найти, как подключить или отказаться от той или иной услуги? Результаты: есть сведения, что платно, а что - нет, указаны и стоимость, и способы подключения или отказа от услуг. Другое дело - чтобы разобраться в информации, потребуются время и усилия. Например, просмотреть все действующие тарифные планы: ведь в одном тарифном плане услуга может быть платной, в другом - бесплатной. Выходит, проблема - в самих клиентах?

    С этим утверждением не согласны в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области. Специалисты постоянно получают жалобы от потребителей на операторов связи, которые без их ведома подключают платные сервисы. Как правило, действуют по одной схеме: сначала предлагают абонентам пользоваться ими бесплатно, а потом начинают брать за услуги деньги.

    Например, ведомство выяснило, что сотовая компания ежедневно списывала со счета своей клиентки 50 копеек за услугу "Конференц-связь", хотя та не подключала ее. Оказалось, с определенного времени прежде бесплатный сервис стал оплачиваемым. Клиентов оповестили об этом через сайт и смс-рассылку, а также разместив информацию в салонах связи: если через две недели клиент официально не отказывается от услуги, он автоматически становился ее пользователем. Но Роспотребнадзор заключил: это прямое нарушение прав потребителей.

    комментарий

    Марина Тимошенкова, главный юрисконсульт Общества защиты прав потребителей Свердловской области:

    - Операторы связи прекрасно знают, что нарушают закон о защите прав потребителей, когда навязывают клиентам услуги. Но компаниям выгоднее платить штрафы, чем отказываться от этой практики. Ведь, по статистике, судится с компанией лишь один клиент из 10: остальные не замечают, что у него снимают лишние деньги, или не хотят связываться с оператором - считают, что нет смысла. Поэтому при заключении договора с сотовой компанией нужно внимательно смотреть все пункты, написанные даже мелким шрифтом (особенно связанные с тарифами). Если увидите пункт, что оператор имеет право в одностороннем порядке изменять тариф - не подписывайте документ. Предварительно посмотрите всю информацию о тарифах и услугах на официальном сайте компании.

    Поделиться