02.04.2012 23:43
    Поделиться

    АСИ улучшит условия ведения бизнеса в России

    В конце прошлого года бизнес сообщество всколыхнула идея о создании национальной предпринимательской инициативы, главная цель которой - сформировать конкурентоспособные условия для ведения бизнеса в России. Частью инициативы является региональный стандарт Агентства стратегических инициатив (АСИ) по инвестклимату, апробация которого была закончена 1 апреля. О первых результатах своей деятельности "РБГ" рассказал генеральный директор АСИ Андрей Никитин.

    - Андрей Сергеевич, в чем суть национальной предпринимательской инициативы?

    - Это новый подход к управлению инвестиционным климатом в стране. Он предполагает включение активных представителей предпринимательского сообщества не только в обсуждение, но и в процесс выработки решений, а также проектное управление полученными результатами. У нас в стране предпринималось много попыток решить проблемы, связанные с недостаточным уровнем инвестиционного климата, и сделано было много, но до реализации дошло не все. Сейчас мы в очень жестком операционном режиме формируем проектную команду, в которой есть бизнесмены, эксперты, федеральные и региональные государственные чиновники достаточно высокого уровня. Участники команды формируют "дорожную карту" конкретных решений, которые можно сделать в течение этого года. Цель одна - улучшить условия ведения бизнеса в стране. Работа проходит очень динамично. Шесть групп находятся в активной работе. Признаюсь, мы даже не ожидали такого качества работы, такой степени вовлеченности. По шестьдесят человек собираются на встречи рабочих групп, у меня в кабинете даже мест не хватает, переходим в коридор. В этой работе нет традиционного противопоставления предпринимателей и госслужащих. Конечно, они отчаянно спорят, но при этом нацелены на совместный результат.

    - Каков состав рабочих групп, кого больше - чиновников или предпринимателей?

    - В разных группах по-разному, все зависит от сложности задачи. Есть группы, где задействованы одно, два министерства. Там предпринимателей, конечно, больше. Есть рабочие группы многопрофильные, там пятьдесят на пятьдесят. Между заседаниями проходит серьезный обмен информацией. Активно пользуемся видеоконференцсвязью. Но практику личного общения никто не отменял. В рабочие группы включены представители регионов. Например, в группе "Упрощение процедур получения разрешения на строительство" только руководитель - московский строитель, а остальные все из регионов. Мы смотрим на то, чтобы их было большинство.

    - В рамках инициативы уже есть пилотные проекты?

    - Всего их будет 22. Первые два проекта "Упрощение процедур получения разрешения на строительство" и "Повышение доступности энергетической инфраструктуры" заканчивают подготовительную работу. "Дорожные карты" практически готовы. Обсуждать их будут в апреле и мае. Основные наши усилия мы направим на промышленное строительство. Это громадные возможности для бизнеса и улучшения инвестиционной привлекательности страны. Нужно создавать новые предприятия, новые высокопроизводительные рабочие места, заниматься модернизацией. А мы зачастую имеем построенное в 1950-е годы здание завода, в которое сегодня не помещаются новейшие станки. Приходится заниматься перестройкой, получать многочисленные разрешения. И таких предприятий по России - тысячи. Если предприниматели чувствуют себя уверенно и готовы конкурировать своей продукцией на глобальном рынке, мы даем возможность значительно быстрее разобраться с документацией для проведения реконструкции с меньшими затратами.

    - Как мы прочувствуем результаты ваших усилий в энергетике?

    - Цены снизятся для предприятий. Тем самым снизятся затраты на себестоимость энергетики. Это, может быть, не столько повлияет на снижение цен, сколько затормозит их рост. Кроме этого, появится возможность быстрее создавать в том числе и малые предприятия, например хлебопекарни. Появится конкуренция, которая позволит опять же снижать цены за счет того, что будет разнообразное предложение. Существенно сократятся сроки организации предприятия. На энергетику, строительство надо обращать самое пристальное внимание, ведь в международных рейтингах у нас самое плохое место в мире по срокам подключения электросетей. Соседство в списке с Ганой, Кабо-Верде для России как минимум неправильно. Наши предложения о том, как изменить ситуацию, будут готовы в апреле. По третьему и четвертому направлениям "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта" и "Совершенствование таможенного администрирования" "дорожную карту" мы закончим в начале мая. Особо остановлюсь на группе по экспорту. Мы много рассуждали о тех проблемах, которые возникают при вступлении в ВТО, и о той поддержке, которую государство должно оказывать своим предпринимателям для выхода на международную арену. На мой взгляд, одной из национальных задач должно стать создание экспортно ориентированных производств.

    - Что делать с вымирающими производствами?

    - Мы сможем облегчить условия для ведения бизнеса в том числе и таким производствам. Надеюсь, что наша инициатива позволит снизить их затраты, соответственно, они будут наиболее конкурентоспособны. Но это не отменяет их обязанности вкладывать деньги в модернизацию, создавать конкурентоспособную продукцию. За руку водить мы никого не будем. Мы создаем хорошую среду. Но если там плохой менеджмент или нет идей, то, конечно, мы здесь не сможем помочь. Если они принесут свой проект в агентство и он будет соответствовать тем критериям, которые у нас есть по поддержке проектов, то, конечно, мы поддержим. В конечном счете все решает экспертный совет: целесообразно или нет АСИ проводить комплексную экспертизу проекта, то есть брать его в работу. Недавно в Красноярске проходило открытое заседание экспертного совета с участием председателя правительства. Там был очень жесткий диалог с авторами проектов. Многие работы отклонили. Была ситуация, когда глава правительства сказал, что ему проект нравится, а эксперт ответил, что нет, проект плохой потому-то и потому-то, и голосовать за него отказался.

    - И какова реакция?

    - Очень позитивная. Перед нами же стояла задача создать независимый экспертный совет, который будет принимать самостоятельные решения. Сейчас есть процедура, она честная, открытая, есть голосование. Запомнилось еще одно предложение по строительству в одной из центральных областей большого мясоперерабатывающего комплекса. Автору задали один вопрос - почему вы хотите строить этот комплекс в районе, где зерно не растет. Как скот кормить будете? Проектировщик признался, что ему нужен дешевый кредит. Отказали, конечно!

    - А малому и среднему бизнесу поможете?

    - Есть такие инициативы. Это создание возможностей для доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний. Очень правильная история, потому что при том огромном объеме закупок, которые госкомпании делают, важно, чтобы малый и средний бизнес имел возможность по понятной процедуре участвовать в тендерах, в торгах и т.д. Мы сейчас вырабатываем некие правила. Возможно, это будет законом. Мы никого не уговаривали и включили в состав рабочей группы те компании, которые сами озабочены этой ситуацией, которые хотят иметь конкуренцию при закупках и сами выразили интерес. Это "Почта России", РЖД, "ФСК ЕЭС" и "Автодор". Вместе с ними как раз решаем, что можно сделать, чтобы средний и малый бизнес смог комфортно участвовать в этих закупках.

    - Какими еще результатами можете похвастаться?

    - У нас уже есть позитивные примеры деятельности омбудсмена по иностранным инвесторам. Члены консультативного совета по иностранным инвестициям мне признались, что очень довольны этой совместной работой. Премьер-министр предложил назначить омбудсмена по российскому бизнесу. Но в России много предприятий, и один омбудсмен не должен заниматься всеми, поэтому мы прорабатываем некий механизм, чтобы сами министерства по упрощенной укороченной процедуре могли реагировать на запросы и жалобы бизнеса. И не в течение месяца, а значительно быстрее.

    Нам важно помочь предпринимателям и министерствам договориться. Найти решение, которое, с одной стороны не завалит работу министерства, а с другой - бизнес будет понимать, что в течение трех дней он гарантированно получит ответ. Сейчас мы набрасываем в рамках проектов национальной предпринимательской инициативы основные действия на год. Инвестклимат нельзя улучшить раз и навсегда. Наша страна находится в режиме глобальной конкуренции. В рейтинге Дуэйн-бизнес Всемирного банка Казахстан занимает 47-е место. Это позитивно, потому что наши коллеги-соседи, имеющие ту же историю, смогли добиться такого результата, что позволяет нам надеться на такой же прогресс. Но Швейцария находится на 21-м месте, а нам поставили задачу войти в двадцатку. Но для начала надо обогнать Казахстан, потому что в этом списке мы на 120-м месте из 187.

    - Главная проблема в сроках строительства?

    - Западный инвестор, анализируя сроки, считает, если он в России пять лет будет строить завод, то уж лучше ему податься в Казахстан. За год он там построит пять заводов и, используя возможности Таможенного союза (ТС), будет экспортировать в Россию те же товары. Причем налоги будет платить в Казахстане, и рабочие места там займут, увы, не россияне.

    - Как будут работать "дорожные карты" в условиях ТС?

    - Наши инициативы не затрагивают принципа тарифного регулирования, которое сейчас гармонизировано. Мы исходим из того, что тарифы у нас достаточно эффективны. Проблема в их применении. Бизнес жалуется на сроки оформления документов, на то, что на таможне фуры со скоропортящимся товаром держат неделю. Вторая проблема связана с применением тарифов. У нас зачастую применяются повышенные тарифы. Таможня боится принять решение, поэтому на всякий случай решает взять побольше. Если предприниматель судится, то иногда переплаченные деньги удается вернуть года через полтора.

    - Национальная предпринимательская инициатива коснется регионов?

    - Частью этой инициативы является региональный стандарт АСИ по инвестклимату, который мы с прошлого года реализуем. 1 апреля закончили его апробацию. У нас со всеми регионами подписаны "дорожные карты", полным ходом идет внедрение всего, что заложено в стандарт. Уже появились заметные результаты. И мы уже думаем, как бы накопленный опыт распространить на всю страну. Конечно, руководство регионов на нашу инициативу реагирует неодинаково. Кто-то с удовольствием общается с предпринимателями, кто-то считает для себя это излишним. У нас есть весомые аргументы, чтобы договориться с каждой стороной.

    - Где открываете региональные представительства?

    - Первые три откроются в Екатеринбурге, Казани и Ульяновске. Всего в этом году мы планируем открыть десять представительств. На первом этапе там будут работать по одному специалисту. Я осторожно подошел к этому шагу, важно было понять полезность этого решения. Представитель - это "офицер связи" в регионе. Этот человек должен любить свой регион и знать, что нужно в нем изменить к лучшему. Одним из важнейших критериев отбора будет эссе, где кандидат должен будет описать видение развития агентства в своем регионе. Главное, чтобы в представительстве идею предпринимателя услышали, профессионально оценили и помогли быстро реализовать.

    Поделиться