29.03.2012 14:41
    Поделиться

    В Салехарде появится мемориальный комплекс "ГУЛАГ 501"

    Сохранить "ГУЛАГ 501" призвали историки и краеведы - участники всероссийской научно-практической конференции, завершающейся сегодня в Надыме. Речь на ней шла о судьбе печально знаменитой железной дороги, которую по непосредственному указанию Сталина тянули вдоль арктического побережья, а также о проекте сооружения мемориального комплекса в окружном центре.

    На строительстве некогда секретной одноколейки Чум - Салехард - Игарка было занято до 100 тысяч человек, преимущественно заключенных и ссыльных. Многие из них сгинули в снегах да топях. Проложено было около 800 километров пути. Почти сразу после смерти тирана работы были прекращены. Несмотря на использование рабского труда, стройка потребовала гигантских капиталовложений, в том числе на поддержание ветки в эксплуатационном состоянии: на вечной мерзлоте ее пучило и рвало. Пути частично демонтировали. Дорогу в народе сначала называли "пятьсот веселой", "дорогой смерти", "сталинкой". Затем за ней навсегда закрепился эпитет "мертвая".

    Со второй половины 80-х к сохранившимся в лесотундре лагерным пунктам, разъездам, мостам, брошенной технике устремились журналисты, историки, фоторепортеры, а следом тысячи людей, желающих своими глазами увидеть обломки империи ГУЛАГа. Ежегодно здесь совершаются 3-4 исследовательских или любительских экспедиции. В России и за рубежом издано около 20 книг о стройке № 501, о ней снято несколько документальных фильмов. Посещающие Ямал отечественные и иностранные туристы нередко просят показать им "какой-нибудь лагерь".

    - Конечно, все объекты, дожившие до наших дней, сберечь нереально. Но некоторые, к которым проще добраться, желательно бережно восстановить, придав им охранный статус. Наши дети и внуки должны это видеть, помнить о том времени, - считает историк и фотограф Дмитрий Коновал.

    Толковые предложения, дельные советы экспертов власти Ямала готовы выслушать и обсудить. По их инициативе уже разрабатывается проект историко-мемориального комплекса - музея под открытым небом "ГУЛАГ 501". На окраине Салехарда воспроизведут до мельчайших деталей лагерь сталинской эпохи. "Он поможет нам сохранить артефакты той стройки, сделать их доступными для жителей и гостей автономного округа", - говорит первый заместитель губернатора Владимир Владимиров.

    Справка "РГ"

    Решение о строительстве железной дороги было принято секретным постановлением Совмина 65 лет назад - 22 апреля 1947 года. Преследовалось несколько целей, в том числе защита Сибири от нападения потенциального противника со стороны Северного Ледовитого океана и быстрая круглогодичная транспортировка на запад страны полезных ископаемых с территории норильского промышленного узла. Планировалось после пуска в эксплуатацию ветки Чум - Салехард - Игарка продолжить строительство в восточном направлении. Вынашивался проект трансполярной трансконтинентальной железной дороги для транспортной стыковки СССР и США в районе Аляски. В приполярных лагерях ГУЛАГа в числе прочих заключенных находились иностранцы, видные советские деятели искусства и культуры.

    Поделиться