27.03.2012 10:46
    Поделиться

    С 1 апреля федеральные трассы СЗФО частично закроют для грузовиков

    Перевозчики СЗФО теряют во время весенней распутицы десятки миллионов рублей

    С 1 апреля в ряде регионов СЗФО вводится сезонное ограничение движения большегрузного транспорта по федеральным трассам.

    Приказ, регламентирующий запрет проезда грузовиков по дорогам федерального значения, опубликован на сайте Росавтодора. Запрет действует с 1 апреля по 25 июня 2012 года, но не больше 30 суток в границах одного региона. Сначала ограничения вводятся на западе России, в Центральном и Южном федеральных округах. Затем, по мере таяния снегов, действие приказа будет распространяться по северным и восточным регионам страны.

    Как поясняют в Росавтодоре, традиционный для нашей страны запрет призван сохранить дорожное полотно, которое особенно восприимчиво к тяжеловесным грузовым автомобилям во время весенней распутицы. Исключение составляет транспортировка международных грузов, продуктов питания, горючего и удобрений, которые важны во время посевной. Кроме того, ограничение не распространяется на регулярные пассажирские перевозки, транспортировку грузов минобороны и МЧС. В случае острой необходимости предприниматель, грузы которого не относятся к "исключительной" категории, может обратиться в региональное отделение Росавтодора. Однако за разрешение на проезд придется заплатить сумму с тремя (а чаще всего четырьмя) нулями - в зависимости от габаритов автомобиля, веса груза и протяженности дороги.

    В Калининградской области движение большегрузов будет ограничено с 1 по 30 апреля по двум направлениям. Первый участок трассы - от региональной столицы до границы с Литовской Республикой через Нестеров и Черняховск. Второй - от Гвардейска через Неман до границы с Литвой. Впрочем, среди автотранспортных предприятий СЗФО грузоперевозчики эксклава пострадают от запрета Росавтодора меньше всего. Больше половины транспортных контрактов приходится в Калининградской области на международные автоперевозки, которые не попадают под действия сезонного ограничения.

    А вот многочисленные калининградские строительные компании, для которых период распутицы накладывается на прибыльное время весенних строек, столкнутся с рядом неудобств, связанных с получением официального разрешения на проезд по федеральным трассам и поиском обходных путей. "Как правило, в запрещенное время мы возим грузы по ночам, когда на дорогах меньше сотрудников ГИБДД, - признался корреспонденту "РГ" руководитель одной из небольших строительных компаний Калининграда, по понятным причинам не пожелавший назвать свое имя. - В условиях конкуренции, которая сложилась на калининградском строительном рынке, я не могу отказываться от заказов только потому, что у меня встали грузовики".

    Помимо Калининградской области, с 1 по 30 апреля большегрузный транспорт не сможет выезжать на федеральные дороги в Ленинградской, Вологодской и Псковской областях. В Архангельской области единственная в регионе федеральная трасса М-8 "Холмогоры" и подъезд к Северодвинску будут закрыты с 10 апреля по 9 мая. В Карелии въезд грузовиков на отдельные участки федеральных трасс запрещен с 16 апреля по 15 мая и с 23 апреля по 22 мая. В Мурманской области трасса М-18 "Кола" от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск и Печенгу до границ с Норвегией попадет под действие запрета Росавтодора с 30 апреля по 29 мая. Позже всего старт запретительного периода ожидается в Ненецком автономном округе, где автоподъезд от аэропорта в Нарьян-Мар будет закрыт для движения грузовиков с 1 по 30 мая.

    Местным властям федеральное законодательство позволяет вводить свои запреты на эксплуатацию региональных и муниципальных дорог в весеннее время. Например, в Новгородской области в текущем году предполагается ограничение движения на 30 дней в период с 9 апреля по 20 мая (точные сроки пока неизвестны). На асфальтовых дорогах запретительные меры будут распространяться на транспорт с осевыми нагрузками свыше пяти тонн, на остальных дорогах - свыше 4,5 тонны. Не исключено, что похожим образом ограничат въезд на региональные и муниципальные дороги власти Псковской и Ленинградской областей.

    В период сезонного ограничения движения грузы возят по ночам, когда на дорогах меньше сотрудников ГИБДД

    Как отмечают опрошенные "РГ" грузоперевозчики СЗФО, к "часу X", который каждый год наступает примерно в одно и то же весеннее время, они начинают готовиться за месяц-полтора. "Чисто теоретически уплотнить план поставок и брать на время распутицы только разрешенные заказы вроде продуктов питания - не проблема, - делится с корреспондентом "РГ" информацией руководитель одной из санкт-петербургских транспортных организаций Станислав Груздев. - Проблема в том, что весь период, попадающий под действие запрета, моя компания не получает прибыль, и начало лета мы встречаем с нулевым, а иногда даже с отрицательным балансом. Получить разрешение Росавтодора и официально не прерывать работу могут себе позволить только компании, которые перевозят легкие грузы на не очень большие расстояния".

    Потери, которые несут перевозчики Северо-Запада в период вынужденного бездействия, региональные транспортные комитеты оценивают в несколько миллионов рублей. Сами игроки рынка грузоперевозок СЗФО говорят, что средства, недополученные или потраченные на разрешения и взятки, также велики. "Весьма неприятный факт заключается в том, что одни и те же федеральные трассы в разных регионах закрываются, как правило, в разное время, - продолжает тему грузоперевозчик из Мурманска Алексей Янин. - В Ленинградской области ограничения на проезд грузовиков по трассе М-18 вводятся в этом году с 1 по 30 апреля. В Мурманской области эта же дорога закрыта с 30 апреля по 29 мая. Фактически, работать нам удается 10 месяцев в году, а транспортный налог приходится платить за 12".

    С одной стороны, закрытие федеральных трасс на время весенней распутицы - условие, необходимое для сохранения дорожного покрытия и нормального функционирования полотна в другие времена года. С другой стороны, сейчас практически у каждой крупной транспортной компании есть договоры с "удобными" контрагентами (поставщиками продуктов питания, горючего или удобрений), готовыми обеспечить партнеру "алиби" и бесплатный пропуск на трассу. Поэтому основные потери от запрета Росавтодора несут не крупные перевозчики с большим грузовым парком, а небольшие компании с недостаточным количеством связей.

    Поделиться