27.03.2012 09:50
    Поделиться

    Глава брянского УФМС рассказал "РГ", как привлечь кадры на инвестпроекты

    Реализацию крупных инвестиционных проектов в Брянской области сдерживает, в числе прочего, нехватка специалистов. Часть их можно привлечь за счет соотечественников, живущих за рубежом. Что нужно сделать для этого, в ходе "делового завтрака" в брянском филиале "РГ" рассказал начальник регионального управления Федеральной миграционной службы Кирилл Адзинов.

    Кирилл Олегович, одни не слишком хотят видеть на российской земле мигрантов, другие убеждены, что без них не обойтись. В любом случае, миграционные процессы нужно упорядочить. Почему же у нас так много нарушений в этой сфере?

    Кирилл Адзинов: Хочу начать, как говорится, "от печки". На мой взгляд, существенной проблемой в сфере управления миграционными процессами является то, что этот вопрос до сих пор не имеет четкого правового регулирования. В статьях 71-73 Конституции закреплено разделение предметов ведения между Федерацией и субъектами РФ, а также оговорены предметы совместного ведения. К сожалению, там нет ни слова о том, кто же вырабатывает миграционную политику и отвечает за ее реализацию. В результате 90-е годы прошлого века запомнились во многом хаотичной работой государственных органов при управлении в этой сфере. О масштабах внешней миграции мы можем ответственно говорить только в последние пять лет, когда заработала система миграционного учета. Благодаря ее внедрению власти получили достоверные данные, на основе которых стали вырабатывать Концепцию миграционной политики до 2025 года.

    Возвращаясь к теме полномочий, выражу свое мнение: произошел большой перекос в сторону полномочий Федерации, в то время как губернаторы на местах проблемы миграции видят лучше и зачастую не нуждаются в подсказках из Москвы. Особенно это касается регулирования трудовой миграции. Пока же мнения о том, как поделить полномочия, противоречивы. Правительство утверждает квоту на иностранную рабочую силу на всю Россию. Пусть так и будет, но каким образом в Роструде могут оперативно отреагировать на экономическую ситуацию в Брянской или любой другой области?

    Вот, прибыл к нам крупный инвестор с серьезной сельскохозяйственной программой. Кредитная линия открывается годами. Даже крупному холдингу трудно спрогнозировать, сколько работников потребуется для строительства предприятия в том или ином регионе. Кадров своих у нас сейчас нет, в дефиците сварщики, механизаторы, агрономы. И поэтому каждый инвестор становится заложником ситуации.

    Сколько же всего иностранцев за год принимает Брянская область?

    Адзинов: За прошлый год пунктом назначения нашу область назвали около 80 тысяч граждан. На миграционный учет стали немногим более 32 тысяч. Эта разница объясняется тем, что граждане Украины, прибывающие на срок до 90 суток, освобождены от процедуры миграционного учета.

    Область продолжает терять рабочую силу, которую отбирает Москва. Как спасти глубинку от окончательного опустынивания?

    Адзинов: Москва каждый год уменьшает квоту на иностранную рабочую силу. Но столица в ней нуждается, а потому вербует жителей ближайших областей. Вообще, в течение 10-15 лет мы столкнемся с конкурентной борьбой за рабочую силу. Наших математиков, физиков, химиков, то есть самых дорогих специалистов, которых обучают два-три десятилетия, "откачивает" Западная Европа, США, а к нам приезжают плиточники и дорожные рабочие. То есть происходит неравный обмен, и проект Концепции государственной миграционной политики направлен на решение данных проблем.

    Нам придется не только закреплять иностранных работников, но и удерживать своих. Если у нас в области уровень безработицы не так высок, то на Северном Кавказе она измеряется уже двузначными цифрами. Значит, есть потенциал и есть люди, которые могут работать в стране. Но у нас очень низкая трудовая мобильность, она обусловлена высокой стоимостью жилья в первую очередь. Вот Брянский камвольный комбинат, сохранивший у себя общежития, имеет возможность принимать работников из других регионов. Это стало конкурентным преимуществом.

    Из-за обострения конкурентной борьбы за рабочую силу нам придется закреплять иностранных работников и удерживать своих

    Как вы относитесь к предложениям закрыть "восточные ворота" страны, то есть ввести визовый режим со странами Средней Азии?

    Адзинов: Категорически не согласен. Я не рассматриваю миграцию как панацею от всех бед, но нужно учитывать демографическую ситуацию. Каждый год из трудоспособного возраста выбывает миллион человек. На одного пенсионера у нас менее двух работников. В Советском Союзе было три с половиной. А скоро на одного иждивенца будет приходиться один труженик. Это настораживает. Многочисленное поколение, родившееся в начале 50-х, сейчас уходит на пенсию. Так вот, иностранцы будут платить не только НДФЛ, но и отчисления в пенсионный фонд. Раз ты трудишься здесь и хочешь здесь жить, значит, зарабатывай себе пенсию и помоги другим пенсионерам.

    Некоторые регионы с помощью программ переселения соотечественников пополнили разные отрасли хорошими специалистами. Должна ли Брянская область идти этим путем? И какое число наших соотечественников согласятся приехать?

    Адзинов: Такой программы у нас пока нет, хотя, я глубоко убежден, она необходима региону. С этим вопросом не раз обращался к местным властям. Ведь население каждый год сокращается, только за прошлый год уменьшилось на восемь тысяч человек. Рождаемость еще низка. Области нужны врачи, слесари, сварщики и ряд других специалистов. И один из вариантов - перевоз наших соотечественников из республик СНГ с помощью целевого набора.

    Ваше мнение известно руководству области?

    Адзинов: Мы ежегодно направляем аналитические документы губернатору, главному федеральному инспектору, в ФСБ, УМВД. В администрации области есть комиссия по миграционной политике. Пока мы чувствуем недопонимание, в основе которого какое-то неверие или невозможность рассмотреть перспективу.

    Мы стоим на пороге демографической катастрофы. Для простого воспроизводства населения нужно иметь на 100 женщин 210 детей, а в России их 170. Но тенденцию можно переломить. А для этого необходимо заинтересовать человека, чтобы он не уезжал в далекие края. Об этом я и веду речь на заседаниях комиссии по миграции. У нас квота на иностранных работников ни разу не была выбрана даже наполовину. Область должна планировать инвестиции и понимать механизмы перераспределения рабочей силы.

    Наша читательница Зоя Бондарева, одна из возможных участниц программы переселения, спрашивает, может ли она получить российское гражданство, не отказываясь от эстонского. Она родилась и выросла в Брянской области, но в Эстонии ее семья.

    Адзинов: Договоры о двойном гражданстве, согласно межправительственному соглашению, у нас только с Таджикистаном и Туркменией. Для приема в российское гражданство человек должен обратиться в компетентные органы своего государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства или выходе из подданства. В большинстве стран для принятия такого решения требуется акт высшего должностного лица либо коллегиального органа. То есть житель Армении, Азербайджана или другой страны, принимая российское гражданство, из прежнего фактически не выходит.

    И гражданка Эстонии должна обратиться в органы этого государства с заявлением о выходе из подданства, но примет ли правительство такое решение, нас не волнует. Она получит вид на жительство и приобретет гражданство России, но при этом может оставить у себя и эстонское. По крайней мере, мы не будем от нее требовать каких-то подтверждающих документов об оставлении прежнего подданства. Исключение составляют Республика Казахстан и ФРГ - здесь придется сдать национальный паспорт.

    Какие коррупционные угрозы вы видите для своей службы?

    Кирилл Адзинов: Нужны такие механизмы, при которых не было бы возможности и нужды незаконно использовать иностранную рабочую силу. Достаточно создать понятный, прозрачный порядок использования рабочей силы. Останутся лишь вопросы государственной безопасности. В разрабатываемом в настоящее время проекте Концепции государственной миграционной политики все это предусмотрено. Чиновник не будет сидеть в поле с биноклем, чтобы отловить узбека, который пропалывает морковь. Останется доброжелательно, в комфортной обстановке принять документы, оформить пребывание иностранного гражданина и контролировать соблюдение его прав работодателем. Надеюсь, в ближайшее время мы к этому придем.

    Поделиться