26.03.2012 23:00
    Поделиться

    Законопроект о самостоятельном получении призывником повестки в военкомате

    Законопроект об изменениях в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в части процедуры получения повестки

    Статья 1

     Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 43, ст. 4349; 2006, № 1, ст. 10, 22; № 29, ст. 3122; 2007, № 49, ст. 6074; 2008, № 49, ст. 5746; 2009, № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1176; 2011, № 49, ст. 7021) следующие изменения:

    1) пункт 1 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:

    "информировать граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и не имеющих отсрочек или освобождения от призыва на военную службу, об обязанности в течение двух недель со дня опубликования Указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу явиться в структурное подразделение военного комиссариата по муниципальному образованию (далее - структурное подразделение военного комиссариата) для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки военного комиссариата.";

    2) пункт 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:

    "1. В случае неявки граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и не имеющих отсрочек или освобождения от призыва на военную службу в течение двух недель со дня опубликования указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки военного комиссариата, а также неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

    3) в пункте 2 статьи 8:

    а) дополнить новым абзацем двадцатым следующего содержания:

    "организовывать и обеспечивать информирование граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и не имеющих отсрочек или освобождения от призыва на военную службу, об обязанности в течение двух недель со дня опубликования указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу явиться в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки военного комиссариата;";

    б) абзацы двадцатый - тридцать второй считать соответственно абзацами двадцать первым - тридцать третьим;".

    4) в пункте 1 статьи 26:

    а) дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

    "явку в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки военного комиссариата;".

    б) абзацы второй - четвертый считать соответственно абзацами третьим - пятым;

    в) дополнить абзацем следующего содержания:

    "Структурные подразделения военных комиссариатов организуют и обеспечивают направление гражданам, не пребывающим в запасе, уведомления о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в соответствии с указом Президента Российской Федерации.".

    5) в статье 31:

    а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

    "1. Граждане в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе и не имеющие отсрочки или освобождения от призыва на военную службу, в течение двух недель со дня опубликования указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу обязаны явиться в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки военного комиссариата.

    Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.";

    6) пункт 2 изложить в следующей редакции:

    "2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

    В случае неявки без уважительных причин гражданина, подлежащего призыву на военную службу в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки военного комиссариата, обеспечение его прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.";

    в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

    "4. В случае неявки без уважительных причин в структурное подразделение военного комиссариата гражданина, подлежащего призыву на военную службу в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, для получения повестки военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

    Статья 2

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


    Президент
    Российской Федерации

    пояснительная записка

    Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (далее - проект) разработан на основе ряда предложений по совершенствованию призыва граждан на военную службу, поступивших от Координационного Совета уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе, сформулированных на основе анализа действующего законодательства и практики правозащитной деятельности в указанной сфере. 

    Проект направлен на регулирование правоотношений, возникающих в сфере реализации обязанности граждан по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации.

    Цель законопроекта - совершенствование системы и порядка призыва граждан на военную службу путем закрепления за гражданами в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающими в запасе и не имеющими отсрочки или освобождения от призыва на военную службу, обязанности в течение двух недель со дня опубликования указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу явиться в структурное подразделение военного комиссариата по муниципальному образованию (далее - структурное подразделение военного комиссариата) для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета, и получения повестки военного комиссариата для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу.

    В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

    Значительное число призывников, не имеющих законных оснований для отсрочки либо освобождения от призыва на военную службу, предпринимают различные способы для уклонения от получения повесток военных комиссариатов. В частности, в периоды призывных кампаний ряд граждан не проживают по месту регистрации, скрывают сведения о своем местонахождении, отказываются открывать двери жилых помещений для получения повестки военного комиссариата под расписку. Тем самым, осознавая необходимость явки в военный комиссариат для прохождения мероприятий по призыву на военную службу, они отказываются получить повестку, как правоустанавливающий документ, подтверждающий факт их извещения. Указанные граждане, фактически уклоняясь от призыва и прохождения военной службы, пользуются ситуацией, при которой уклонение от получения повестки военного комиссариата, зачастую не рассматривается как факт уклонения от военной службы, который преследуется в уголовном порядке. Общее количество граждан, ежегодно уклоняющихся от мероприятий по призыву на военную службу, составляет до 200 тыс. человек.

    В данной связи проектом предлагается новая редакция пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в котором содержатся нормы, закрепляющие обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу. Проектом устанавливается, что граждане в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе и не имеющие отсрочки или освобождения от призыва на военную службу, в течение двух недель со дня опубликования указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу обязаны явиться в структурное подразделение военного комиссариата по муниципальному образованию для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета, и получения повестки для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу. С учетом данной новации уточняется норма, содержащаяся в действующей редакции пункта 1 статьи 31, согласно которой, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

    Учитывая вышеизложенное, пункт 2 статьи 31 предлагается изложить в новой редакции. "Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае неявки без уважительных причин гражданина, подлежащего призыву на военную службу в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки военного комиссариата, обеспечение его прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата."

    Обязанность вручения повестки военкомата по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций исключается и устанавливается ответственность гражданина, подлежащего призыву, за неявку в военкомат.
    Следуя логике проекта, пункт 4 статьи 31 предлагается изложить в следующей редакции. "В случае неявки без уважительных причин структурное подразделение военного комиссариата гражданина, подлежащего призыву на военную службу в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, для получения повестки военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации".

    Устанавливая такую обязанность и ответственность граждан, подлежащих призыву на военную службу, предполагается, что самостоятельная явка призывника в структурное подразделение военного комиссариата вытекает из конституционных положений, отвечает общественной полезности и значимости военной службы, подчеркивает осознанное отношение граждан к исполнению обязанностей и реализации прав, а наступление ответственности за нарушение действующего законодательства связывается не с фактом получения повестки военкомата, а с фактом неявки в течение установленного срока (две недели) с даты опубликования указа Президента Российской Федерации об очередном призыве на военную службу. Представляется, что двухнедельный срок является достаточным для явки гражданина в структурное подразделение военного комиссариата и соответствует общей практике установления сроков, в течение которых субъекты правоотношений, регулируемых данным федеральным законом, обязаны исполнять те или иные обязанности по обеспечению воинского учета и других мероприятий, связанных с исполнением воинской обязанности.

    В целях согласования законодательных норм, определяющих организацию призыва граждан на военную службу, в пункт 1 статьи 26 предлагается внести дополнения, включив в перечень мероприятий по организации призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, следующую норму: "явку в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета, и получения повестки военного комиссариата".

    Внесение данного мероприятия в указанный перечень, обеспечивает нормативную определенность правовых процедур, связанных с призывом на военную службу.

    Внесение данных новаций в систему призыва граждан на военную службу требует уточнения других норм Федерального закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в которых содержатся положения:

    - закрепляющие обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности (ст. 4.);

    - устанавливающие ответственность граждан и должностных лиц за нарушение федерального закона в части, касающейся предмета законопроекта (ст. 7);

    - определяющие организацию воинского учета (ст. 8).

    В частности, руководителям, другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицам (работникам) организаций вменяется в обязанность информировать граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и не имеющих отсрочек или освобождения от призыва на военную службу, об обязанности в течение двух недель со дня опубликования указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу явиться в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки военкомата (статья 4).

    В случае неявки граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и не имеющих отсрочек или освобождения от призыва на военную службу в течение двух недель со дня опубликования указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки военного комиссариата, а также неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 7).

    Кроме того, в целях реализации предложенных новаций за органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов при осуществлении первичного воинского учета закрепляется обязанность организовывать и обеспечивать информирование граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и не имеющих отсрочек или освобождения от призыва на военную службу, об обязанности в течение двух недель со дня опубликования указа Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу явиться в структурное подразделение военного комиссариата по муниципальному образованию для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу (статья 8).

    Внесение предлагаемых изменений позволит повысить ответственность граждан за исполнение конституционной обязанности по защите Отечества, оптимизирует процедуры призыва на военную службу граждан Российской Федерации, сократит количество уклоняющихся от исполнения воинской обязанности. Принятие проекта окажет позитивное влияние на состояние системы призыва на военную службу и будет способствовать соблюдению баланса между правами и обязанностями граждан Российской Федерации при призыве на военную службу.

    В целом новации будут способствовать устранению неравенства граждан Российской Федерации в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, повышению обороноспособности Российской Федерации.   

    Поделиться