23.03.2012 13:43
    Поделиться

    Вышел новый сборник рассказов Дмитрия Быкова

    Как обычно, в сборниках Быкова поражает стилистическое разнообразие рассказов и их тем - кажется, что писатель сочиняет свою "1001 ночь", рассказывая то о заразившихся духом великих творцов отечественных горе-литераторах, из которых экзорцист (рассказ так и называется) изгоняет графоманство, то о возможных поворотах отечественной истории.

    Итак, давайте рассмотрим иной вариант событий не слишком отдаленных ("Версия"): "Питер взят Корниловым (возможен и Юденич). История развернута назад. Хотя разрухи никуда не денешь, но на фронтах подъем… по ночам заседает Учредиловка". Что же будет с нашими гениями и знаменитостями? Поэт Гумилев погибнет за Испанию в тридцатых. Маяковский, написавший поэму "Хорошо-с", в тридцатом году застрелится. Ильич, переодевшись в женское платье, переберется в Швейцарию. Но будет ли лучше от перемены мест слагаемых - люди-то все те же, и посему Быков делает суровый вывод: "Мир изменять - сомнительная честь".

    В чем необычность произведений Быкова? Порой он просто выворачивает знакомый мир наизнанку, меняя местами "вверх" и "низ". Примером может служить рассказ "Киллер" - об обычном парне, студенте-китаеведе, который решил поразить понравившуюся девушку "откровением", что он - киллер. И вроде все было хорошо, пока он ей не признался в своем обмане, поскольку девушка оказалась с Петровки, и намеревалась, сдав его полиции, отправиться за это на стажировку в Штаты. Он - любил, а она просчитывала, какое получит вознаграждение. И до чего же бедняжечка расстроилась, когда он оказался вовсе не крутым злодеем…

    Другая история ("Работа над ошибками") - беседа адвоката и освобожденного его стараниями человека. Главный герой, оправданный судом, признается адвокату в том, что совершил то самое убийство, на что адвокат спокойно заверяет его: знал, мол, с самого начала, но личные интересы и счеты дороже правды.

    Перефразируя Гоголя, можно сказать, что смешно и страшно жить на этом свете, господа. Но безусловное счастье бывает только в мыльных операх. Впрочем, как говорит один из персонажей Быкова: "Я обрабатываю жизнь, а не переделываю ее".

    Поделиться