22.03.2012 15:15
    Поделиться

    Николай Кошман: На возведение стадионов к ЧМ-2018 выделено 3 млрд евро

    В Москве состоялась конференция "Роль бизнеса в реализации национальной спортивной идеи". Главный вопрос, который волновал всех, - успеет ли Россия построить современные спортивные объекты к Олимпиаде 2014 года и чемпионату мира по футболу 2018 года.

    Корреспондент "РГ" попросил президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана рассказать, что еще предстоит сделать в регионах с учетом международных требований и стандартов к спортивным площадкам и объектам инфраструктуры.

    Не секрет, что российский опыт реализации спортивных проектов значительно уступает западному. С чем это связано?

    Николай Кошман: Это во многом связано с несовершенством нормативной базы, которая не позволяет регламентировать общие подходы в строительстве и эксплуатации спортивных объектов различного назначения.

    Особенно это стало заметно на примере Олимпийской стройки в Сочи. Устаревшие СНиПы в определенной мере задерживают трудоемкое проектирование и само строительство и приводят к удорожанию строительства. Озабоченность этой проблемой высказывал, в частности, Владимир Путин в ходе инспекционной поездки по олимпийским объектам Сочи.

    Заявка России на проведение чемпионата мира по футболу предусматривает создание современной инфраструктуры в городах, которые будут принимать ЧМ. Какие требования должны быть выполнены?

    Николай Кошман: Из 15 площадок, заявленных на проведение чемпионата, в конечном итоге оргкомитет "Россия-2018" отберет 10. Согласно недавно опубликованной информации, у Международной футбольной федерации (FIFA) есть ряд пожеланий к стадионам для чемпионата: каждый из них должен принимать около 45 тысяч болельщиков, для полуфиналов - более 60 тысяч, для финала - уже больше 80 тысяч человек. Кроме того, в 20 минутах езды от стадионов должны находиться не менее 64 тренировочных баз. К аэропортам свои требования - они должны принимать не менее тысячи человек в час.

    Таким образом, чемпионат мира по футболу предоставляет стране уникальную возможность модернизировать футбольные стадионы, построить и реконструировать новые гостиницы, аэропорты, автомобильные и железные дороги. Так, к 2018 году планируется для перевозки болельщиков пустить в эксплуатацию высокоскоростные железнодорожные магистрали со скоростью движения поездов до 400 км/ч. Первая сообщением Москва - Санкт-Петербург, другая свяжет Москву, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Такие магистрали в России строятся впервые, и от их эксплуатации ожидается колоссальный социально-экономический эффект.

    Согласно анализу использования стадионов в Европе-2011, подготовленному KPMG (международной сетью фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги), при более внимательном изучении планов строительства и реконструкции футбольных стадионов России становится понятно, что все они проектируются и обустраиваются исходя из минимальных требований, предъявляемых FIFA к стадионам стран-хозяек чемпионатов мира. Стандартные размеры проектируемых стадионов и одинаковое количество VIP-мест практически на всех заявленных площадках свидетельствует о том, что не учитывается специфика спроса на местах.

    Между тем, в рамках проведения чемпионата мира по футболу 2018 года бюджет на строительство и реконструкцию соответствующих стадионов составляет 3 млрд. евро.

    Чтобы избежать большинства проблем с использованием спортивных объектов после проведения этого чемпионата, до начала строительства необходимо провести тщательное бизнес-планирование, учесть потребности конечных потребителей. Важно, чтобы стадионы отвечали требованиям локального рынка.

    По мнению аналитиков KPMG, при условии продуманного и грамотного управления строительством новых стадионов и их использованием после проведения спортивных соревнований Россия вполне может войти в состав ведущих европейских футбольных держав.

    Эксперты KPMG сделали еще один любопытный вывод: размер выручки, получаемый за один матч, зависит в том числе от размера, возраста, дизайна и конструкции стадиона. То есть новейшая техническая оснащенность стадионов играет не меньшую роль в формировании выручки, чем спортивные достижения команд.

    Строительство и модернизация спортивных объектов невозможны без учета международных требований и стандартов к спортивным площадкам и объектам инфраструктуры, которые в первую очередь требуют использования современных технологий и материалов.

    При реализации проектов строительства спортивных сооружений всегда встает проблема выбора оптимальной схемы финансирования…

    Николай Кошман: Финансирование стадионов в Европе обычно осуществляется за счет как государственных, так и частных источников, при этом применяется долевое и долговое финансирование.

    Общепризнанным механизмом взаимодействия государства и частного бизнеса, уже доказавшим свою эффективность, является государственно-частное партнерство (ГЧП). Сфера применения ГЧП чрезвычайно высока, и спорт не является исключением. В России уже есть первые примеры реализации спортивных проектов на основе ГЧП. Например, в Нижегородской области заключено три концессионных соглашения сроком на 10 лет, в рамках которых частный партнер обязуется профинансировать, построить, оснастить оборудованием и эксплуатировать три физкультурно-оздоровительных комплекса.

    Среди существующих форм ГЧП можно выделить контракты жизненного цикла (КЖЦ), преимущество которых заключается в том, что при их реализации отсутствует риск разрыва ответственности между проектировщиком, подрядчиком и управляющей компанией, что положительно сказывается на качестве объекта. Также КЖЦ, предполагающее привлечение частных инвестиций, существенным образом снимает нагрузку с бюджета.

    Согласно КЖЦ, государство и частный партнер по результатам единого конкурса заключают контракт на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта. Государство определяет качественно-функциональные характеристики объекта, а частный партнер в соответствии с ними обязуется за собственные средства спроектировать и построить объект, а также в течение установленного контрактом срока эксплуатирует объект в соответствии с заданными параметрами. При этом частный партнер получает средства от государства с момента ввода объекта в эксплуатацию. При этом объем государственных платежей ставится в прямую зависимость от того, насколько качественно частный партнер исполнил свои обязательства. Таким образом, реализация КЖЦ стимулирует частного партнера строить быстро и качественно, а также применять современные технические решения, новейшие технологии и материалы.

    Проекты строительства спортивных объектов на основе КЖЦ успешно используются за рубежом. Например, спортивный хаб в Сингапуре.

    Поделиться