18.03.2012 23:25
    Поделиться

    Андрей Максимов: Суд государства и суд храма всегда должны быть разными

    Я пишу колонки в "РГ" регулярно и с удовольствием, но в первый раз подписываюсь так: раб Божий. Поверьте, это не желание выпендриться или эпатировать почтенную читательскую публику. Просто, может быть, в первый раз я считаю необходимым взглянуть на ситуацию не с точки зрения телеведущего или писателя, а - с точки зрения верующего человека. Я не хочу никого изобличать или, не приведи, Господи, учить. Я просто хочу задать вопросы, которые, быть может, помогут разобраться в ситуации таким же верующим, как я.

    Речь, понятно, идет о выходке группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Поступок девушек, которые в масках подходят к алтарю и начинают орать, усиливая свои голоса аппаратурой, - для меня мерзок. И по-человечески, и по-христиански, и как угодно еще... И мне совсем не хочется их оправдывать: для чего совершать поступок, который оскорбит огромное количество людей?

    Суд государства и суд храма всегда должны быть разными

    Да, для этих девушек трудно найти оправдание. Кроме одного. Они - люди. Их, как и нас всех, тоже призвал на Землю Господь Бог, и призвал, наверное, не для того, чтобы они в масках орали в храме. Они сбились с истинного пути. И что, в нашей стране не найдется никого, кого бы этот факт мог взволновать? Кто стал бы смотреть на эту ситуацию не только с точки зрения закона, но, взволновавшись, за земную жизнь бессмертных человеческих душ?

    Сегодня немало говорится об этой истории. Дискуссия, как у нас водится, постоянно переходит в крик. А вот о душах человеческих, об ответственности за них мы то ли стесняемся говорить, то ли - недосуг нам.

    Мне нравится, когда Церковь последнее время поддерживает государство в каких-то его начинаниях, когда Церковь и государство выступают вместе. Но, как мне кажется, суд государства и суд храма всегда должны быть разными.

    Церковь понимает, что смысл жизни человека в том, чтобы подготовить свою душу к встрече с Богом, что наша земное существование - миг, и самое страшное воздаяние за грехи наши будет не здесь и не сейчас. Государство из этого исходить не может: оно судит человека по написанным законам, и это - правильно.

    Понятно, что государство не может подставлять левую щеку, когда ударили по правой. Государство не должно относиться к любым преступлениям смиренно и всепрощенчески - это ясно, это правильно, по-другому в государстве быть не может.

    А Церковь? Церковь во все времена была последним пристанищем для заблудшей души. Но они не идут к нам, - говорит Церковь. - Они не хотят каяться, эти девушки в масках. Вот ежели покаются они - тогда мы, конечно, а так...

    Нет ли в такой позиции греха гордыни? Нет ли в ней определенного высокомерия? Дать прибежище покаявшемуся грешнику - конечно, важно, но не так уж трудно. А что делать с теми душами, которые каяться не хотят? Забыть про них? Делать вид, что их нет? Отдать их государству - пусть судит по своим законам?

    Неслучайно поэт говорил о "милости к падшим". Не к прозревшим, а именно - к падшим.

    Вот смотрите, какая возникла ситуация. Девушки намеренно грешат и не хотят каяться. То есть, на глазах всего православного мира юные существа обрекают свои души на вечные страдания. А пастыри православного мира говорят: ну, что поделать? Это их выбор...

    Я, конечно, гораздо хуже знаю православные каноны, чем пастыри, и не собираюсь ни с кем спорить. Но я уверен, что христианство - это религия милосердного отношения к людям. Неслучайно поэт говорил о "милости к падшим". Не о милости к прозревшим, замечу я, а именно - к падшим.

    Мне представляется, что чем больше грех человека, тем более внимательно к этому рабу Божьему должна относиться Церковь: она-то понимает, что человек обрекает себя не на годы тюрьмы, а на куда более страшные мучения. Государство об этом не думает, не может и не должно думать. А Церковь?..

    Разве есть на Земле хоть одна душа, неподсчитанная Богом? Нет такой души, и быть не может. Понятно, что за все души Церковь перед Господом отвечать не может, но в данном-то случае Церковь видит, как девочки идут на страшный костер. Может ли она просто стоять в стороне? Как бы ни поступил человек, может ли священник на него обидеться?

    Христос, как известно, любил всех. Нет, не было и не будет на Земле человека, который не удостоился бы христовой любви. Мне всегда казалось, что Иисус Христос для любого христианина - самый главный пример: Он указал дорогу, по которой надо двигаться.

    Может ли священник кого-то не любить до такой степени, чтобы даже не попытаться ему помочь? Может ли человек совершить такой непростительный грех, чтобы от него отвернулась Церковь? Но это будет означать, что от него отвернулся Господь, а разве Бог может от кого-нибудь отвернуться?

    Могу, конечно, ошибаться, но, насколько я знаю, с этими девушками никто из священнослужителей не поговорил, никто не постарался их образумить, поставить на путь покаяния, понять, в конце концов.

    Как известно, если человек хочет получить помилование от государства - он должен написать прошение: такой государственный закон. Но разве есть такой закон у Церкви? А может быть, Церковь просто должна взять их на поруки?

    Опять же, могу ошибаться: но я не слышал, чтобы кто-нибудь из священников сказал, что он молится за души этих девушек, за то, чтобы Господь вразумил их. Но разве может быть хотя бы одна душа в этом мире, за которую отказался бы молиться священник?

    Скажите, если в нашем мире Церковь не будет нести прощение и добро, то кто еще сможет поднять этот груз? У вас есть ответ? У меня - нет.

    Поделиться