17.03.2012 14:30
    Поделиться

    РФ предлагает создать Конфедерацию общественности Европы и Азии

    О возможности сформировать "Конфедерацию общественных сил на территории Европы и Азии", которая готовила бы общественное мнение к созданию парламентского собрания при ЕврАзЭс, заявил сегодня замесекретаря президиума генсовета "Единой России" по креативу Юрий Шувалов.

    Документы на учреждение этой общественной организации международного уровня, по мнению Шувалова, могут быть поданы во второй половине апреля. А заявить о себе "Конфедерация" сможет на форуме, запланированном предварительно на лето, куда хотят пригласить всех возможных сторонников идей консерватизма и евразийства.

    Юрий Шувалов анонсировал создание этой структуры сегодня в Москве на конференции клубов "единороссов", организованной Центром социально-консервативной политики.

    Конференция под названием "Исторический опыт и новые возможности" посвящалась некруглой дате - 21-однолетию со дня проведения референдума о сохранении СССР в 1991 году. Хотя на деле заседание явно были приурочено к подписанию соглашений о евразийском пространстве, которые запланированы на 19 марта.

    "Тогда чаяния народов не были реализованы, - размышлял по случаю годовщины замсекретаря президиума генсовета, - сегодня у нас появляется возможность на новых принципах, приемлемых для суверенных государств, вести разговор о Евразийском союзе". Он считает, что само появление таких проектов, как, например, Таможенный союз, подталкивает государства на постсоветском пространстве к интеграционным проектам.

    "Но без культурного диалога, без понимания смыслов информационно-культурного пространства, нам не продвинуться далеко", - полагает Шувалов.

    Глава либерально-консервативного клуба в "ЕР" Владимир Плигин, в свою очередь, напомнил, что и в утвержденной президентом Концепции внешней политики России сотрудничество с государствами СНГ объявлено приоритетом. А предпосылками для евразийского объединения, по мнению Плигина, следует  считать "усиление влияния новых форм объединенных государств в мире, их можно было бы назвать новым типом империй, хотя, боюсь, ценностная характеристика "империя" может оттолкнуть". Впрочем, он уверен, что если постсоветские государства не найдут форму для сотрудничества, они будут включены в иные объединенные структуры, которые, в отличие и от Российской империи, и от СССР, не будут столь толерантны, а значит, не помогут сохранить и развить многообразие культур и языков.

    "В чем общность наших интересов? Стать более сильными с экономической точки зрения, для этого мы должны стремиться к интеграции наших рынков, - считает глава либерал-консерваторов в "ЕР", хотя тут же и поспешил добавить о необходимости и совместного усиления политического влияния, - надо создать такую экономическую и культурную среду, которая была бы привлекательна и для других участников. Надо выработать методику привлекательности".

    В эту радостную картину от души вложил ложку дегтя координатор социально-консервативного клуба "ЕР" Игорь Игошин, напомнивший, что 21 год назад люди уже фактически проголосовали за сохранение Союза. "Сам текст договора был основан на здравом смысле, который делегировал экономические права туда, где происходит эта экономическая деятельность, расширял права муниципалитетов. Если почитать ново-огаревский договор, то мы удивимся, насколько хорошая и красивая модель в нем была предложена, и удивимся той возможности, которую мы упустили в 1991 году. Уже была синица в руках, важно, чтобы она не улетела", - размышлял Игошин.

    Впрочем, в своей клубной жизни, как и в политической, "единороссы" предпочитают демонстрировать оптимизм. Поэтому Игошин также высказался насчет того, что вот, сама жизнь, толкает к интеграции и согласился с Плигиным в том, что такой союз должен быть, прежде всего, привлекателен для партнеров.  Более того, Игошин предположил, что выгоды такого союза могут привести к тому, что "крупные территории внутри РФ будут хотеть тех же возможностей - и мы должны быть готовы их дать, внешняя интеграция страны не может происходить без внутренних изменений".

    Тут замруководителя центрального исполкома "ЕР" Андрей Ильницкий взял слово и самым неосторожным образом спровоцировал всех участников дискуссии. Он напомнил, что в принципе отношение к интеграции у всех разное: в Казахстане - это популярная идея, в Белоруссии - чуть менее популярна, а в Украине отношение к этой проблеме у общества и элит вообще разное. Ильницкий привел данные 2011 года, где 43 % украинцев высказываются за более тесные интеграционные процессы с Евросоюзом, а 30,5 % - с Россией, но при этом "большинство истеблишмента выстраивают свою позицию на антироссийской политике". Исключением, по его мнению, является только Витренко (Наталья Витренко - лидер Прогрессивной социалистической партии, прим. "РГ").

    В остальном в элитах, считает замруководителя ЦИК "ЕР", господствует противодействие "проекту "back in USSR" вместо ориентации на проект "вперед - к Евразийскому союзу 21 века".

    "Надо задуматься о том, чтобы сформировать свою так называемую "пятую колонну" в хорошем смысле слова", - добавил Ильницкий.

    Он действительно оживил дискуссию: каждый, кто брал слово, начинал с того, что высказывался против "пятой колонны" как термина, хотя содержание этих двух слов явно было близко собравшимся.

    Не стал, к примеру, исключением, и сам идеолог евразийства Александр Дугин, предложивший забыть об этом термине хотя бы по психологическим причинам. Он заметил, что как для Владимира Путина теперь "степень свободы политической деятельности в разы меньше, чем раньше - он вынужден отвечать по сделанным обещаниям", так и для поддерживающей его партии пришло время собраться и мобилизоваться.

    И первым делом, считает Дугин, власть должна определиться со своим отношением к Содружеству, "СНГ у нас бракоразводная контора или нет?", поэтому обсуждение клубами "ЕР" идеологии евразийства он оценил как важное, ведь "политика слишком долго была бессодержательной, так что лимит на бессмысленность политики мы исчерпали". "Евразийский союз должен быть тесно увязан с многополярностью мира", - добавил Александр Дугин.

    О том, что времени осталось немного, высказался и гость из Казахстана, директор Института парламентаризма НДП "Нур Отан" Болат Байкадамов (в ходе конференции состоялось также прямое включение из Киева).

    Он напомнил, что еще в эпоху СССР было многое сделано как для развития экономики его республики, так и науки, но "поколение, которое помнит об этом - убывает, а отстаивать идею евразийства очень трудно, особенно перед молодежью, которая этого не знает и не помнит". Тем более, уточнил Байкадамов, что на Казахстан пытаются влиять и другие миры, в том числе, тюркский, исламский мир.

    "Я согласен с казахским коллегой - мы теряем людей, - поддержал проректор МГИМО Алексей Подберезкин, - и через пять-семь лет придут другие люди, не связанные родственными, языковыми, образовательными связями с нами".

    В то же время он видит несколько различных направлений интеграции, например, не только в области информационной политики, но и в области военного сотрудничества.

    "События так называемой "арабской весны" показали, что вслед за политическими волнениями следуют "точечные" удары, - напомнил Подберезкин,  подчеркнув, что у стран СНГ вряд ли есть возможность в одиночку создать эффективную систему собственной противовоздушной обороны. - И надо объяснять им, что они могут потерять часть своего суверенитета".

    А что касается евразийства, то здесь Подберезкин считает, что просто "надо от чистой идеологии переходить к прагматичной деятельности". Например, создать центр евразийского сотрудничества и лучше бы не в Москве, а допустим - в Киеве или в Астане.

    "Но элита против, а значит с элитой надо работать, - решительно поддержал член Общественной палаты Сергей Марков, - в первую очередь не надо их пугать! В том числе "пятой колонной"! Они не должны бояться, что потеряют власть, они должны видеть выгоды от нашего сотрудничества".

    Он предложил для начала поддержать интеллектуалов, потому что это самая бедная и бесправная часть общества во всех постсоветских странах. "Армия XXI века - это центры, фонды, гранты, институты, поэтому должен быть предложен не только экономический, но и идейный проект", - агитировал Марков.

    Так стало ясно, что на ниве евразийства будет чем заняться всем желающим.

    Поделиться