15.03.2012 11:33
    Поделиться

    Жители острова на Волге остались один на один со своими проблемами

    Жители речного острова не могут получить помощь службы 01

    Остров Сарпинский на Волге - самый большой речной остров в Европе.

    Но, собственно, кроме этого факта похвастаться больше нечем. Около тысячи людей, проживающих в 13 хуторах, хоть и считаются официально волгоградцами, от благ цивилизации отрезаны рекой. Город вроде бы рядом - рукой подать, но на другом берегу, и островитяне существуют как на другой планете. Приезжаешь на Сарпинский - и попадаешь в зимнюю сказку. Но длится она ровно до того момента, пока не начнешь проникаться "прелестями" местной жизни.

    "Утюг" от пожара не спасет

    О проблемах Сарпинского "Российская газета" писала два года назад ( N5099 (20) от 2 февраля 2010 года). Публикация имела большой резонанс. После выхода статьи тогдашний мэр Волгограда Роман Гребенников со своими замами и журналистами лично приехал на Сарпинский, чтобы пообщаться с островитянами и узнать об их нуждах из первых уст. Тогда, на встрече с мэром, был составлен список из 19 вопросов, требующих наиболее быстрого решения, в том числе строительство пожарного депо. Будем объективны: сказать, что за два года власть ничего не сделала, нельзя. Самое главное - организовали зимнюю переправу. Муниципальная служба спасения бесплатно возит местных жителей и учителей единственной на острове школы в город и обратно на аэросанях - лодке с пропеллером, которая скользит по скованной льдом Волге. Раньше, с прекращением на реке навигации, был только один способ добраться до города зимой - пешком по льду. Теперь же остров отрезан от "большой земли" только два раза в году, по неделе - когда идет ледостав и ледоход.

    Отправляясь на Сарпинский, я тоже воспользовалась этим экзотическим транспортным средством, которое местные окрестили "вентилятором" или "утюгом". Однако аэросани в принципе не могут решить всех транспортных и социальных проблем острова. Самая острая из них - отсутствие пожарного депо, строительство которого было обещано два года назад. А пока нет даже пожарной машины.

    - Мы горим, понимаете? Особенно в холодное время года, - говорит местный житель и активист-общественник Алексей Поповичев. - Только этой зимой уже два дома сгорело, в хуторах Бекетовский Перекат и Бобыли. Счастье, что из людей никто не пострадал.

    - Пожара ужасно боюсь, - говорит пенсионерка Таиса Ускова из хутора Первый Песчаный. - Морозы какие стояли в этом году! Топишь и сидишь на полочке, караулишь - не дай бог искра из печи вылетит. Кладешь по веточке, по чуть-чуть. Отопление у всех тут печное. А дома старые, деревянные, вспыхнут вмиг, если что. Мы ведь уже однажды чуть было не сгорели.

    На пороховой бочке

    Полтора года назад на хуторе сгорели три рядом стоящих дома - дотла. Бабушке Таисе повезло: на ее подворье огонь сожрал только забор, отделявший ее от соседей, и большое ореховое дерево. Да еще в кухне от жара стекла полопались, но это, как она сама считает, мелочи. Тушили огонь сами - летом на дворе всегда в запасе для хозяйственных нужд стоят три 400-литровые бочки с водой, да озеро рядом.

    Пожарные на место прибыли только через два часа после возгорания, воду качали из озера, на берегу которого расположены дома. А если зима и вместо воды лед? А если в озере воды нет (и такое бывает)? А если загоревшийся дом находится далеко от водоема? Местные жители об этом даже думать не хотят - слишком все очевидно и слишком страшно.

    - Нам повезло, что ночь была очень тихая, ни малейшего дуновения ветра, - говорит сосед погорельцев с другой стороны улицы Павел Соколов. - Иначе весь хутор сгорел бы. Живем, как на пороховой бочке.

    Павел со своей семьей - женой Катей и двумя детьми: первоклассницей Лерой и полуторагодовалым Максимом - живут в Песчаном в старом деревянном доме, построенном еще его родителями.

    Уже этой зимой сгорели надворные постройки Виталия Фокина из Переката - остались только "коробки", сложенные из бетонных блоков. Постройки, похожие на сараи, служили хозяину "зимним" жильем, так как большой старый дом совсем обветшал и для проживания не пригоден. Тем не менее, сейчас хозяину пришлось перебраться именно в него. А вот житель хутора Бобыли Геннадий Котов после пожара остался вовсе без жилья и сейчас квартирует у приютившей его соседки. В 2009-м - также трое местных жителей из-за пожаров лишились своего угла.

    Дело рук самих жителей

    Заинтересованы в решении "пожарных" проблем и дачники - на острове больше трех тысяч дачных участков.

    - Летом, в дачный сезон, в самую жару, с июля по сентябрь на Сарпинском дежурила пожарная машина, старый "трехкубовый" ЗИЛ, который, к тому же, мог расходовать только две трети запаса воды, - говорит Алексей Поповичев.

    Правда, штатных единиц для работы на Сарпинском у МЧС нет. Пожарные, дежурившие на острове летом, работали сверхурочно, после "суток" на основном месте.

    - Эффект от присутствия пожарных на острове был, - уверен Алексей Поповичев. - К счастью, сильных возгораний не было, тушили то траву, то мусор загоревшийся, то дачи. Но, может быть, потому и удалось избежать большой беды. Несколько дач все же сгорело, но жертв, в отличие от 2010 года, когда в домах во время пожара погибли люди, не было. Зимой же мы вообще никак не защищены. МЧС хотя бы просветительскую работу проводило, что ли. Есть ведь индивидуальные средства пожаротушения и защиты, самосрабатывающие огнетушители, например, оповещатели дыма и огня на батарейках... Я об этом из Интернета узнал. Учения организовали бы вместе со школой, с добровольной пожарной охраной, чтобы за каждым двором закрепить инструменты, дать четкие инструкции - кто и что делает в случае пожара.

    Комментарий

    Юрий Ратников, председатель комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда:

    - К сожалению, строительство пожарного депо на острове - для городского бюджета дело непосильное. Город готов в этом участвовать на условиях софинансирования. Комитетом зарезервирован земельный участок для строительства депо в поселке Кожзавод. Подготовлено обращение к губернатору Волгоградской области Сергею Боженову с описанием проблемы и просьбой помочь финансово в ее решении. А пока мы делаем то, что в наших силах. Сейчас на Сарпинском создается добровольная пожарная дружина, в которую будет входить 25 - 30 человек из числа местных жителей. Для дружины закуплено 16 ранцевых огнетушителей.

    Поделиться