12.03.2012 23:23
    Поделиться

    Минобрнауки разработал концепцию выявления и развития молодых талантов

    Нужны ли отдельные школы для талантливых детей?

    Идет обсуждение проекта Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, который размещен на сайте минобрнауки.

    Но этот документ - не первая попытка отладить механизм работы с одаренными детьми. Так, три года назад рабочая группа при министерстве, созданная также по поручению президента, представила так называемый Колмогоровский проект. К сожалению, широкая общественность его так и не увидела. А сегодня авторы проекта, среди которых известные академики и педагоги, очень обеспокоены тем, что вынесено на обсуждение.

    - Концепция предлагает нормативное закрепление понятия одаренности, - говорит "колмогоровец", замдиректора лицея "Вторая школа" Александр Ковальджи. - Это фундаментальная ошибка! Она приведет только к отчаянным спорам, что такое одаренность и как ее измерять. Ведь свои способности ребенок проявляет неравномерно: сегодня он выглядит одаренным, потому что щелкает задачки по химии, а завтра ему это наскучит. Родители и учителя будут отчаянно добиваться, чтобы их детей записали в одаренные, а это и коррупционная опасность. К "талантам" предъявят повышенные ожидания, и, если они не станут победителями больших соревнований, запишут в неудачники. Это сломанные судьбы.

    Различий у двух проектов - море. Скажем, концепция прописывает, что одаренным детям надо создать условия в обычной школе, а в качестве награды давать денежный грант. У "колмогоровцев" большая роль отводится кружкам и факультативам, финансированию летних школ, экспедиций и других инициатив, способствующих развитию одаренности.

    В концепции взят курс на профилизацию школ и усиление в них дополнительного образования. Но авторы Колмогоровского проекта не уверены, что все школы могут стать многопрофильными: не хватает ни учителей, ни помещений для этого. И, кстати, здесь с ними сложно спорить.

    "Колмогоровцы" считают, что нужно четко определить необходимое количество специализированных учебных заведений: 150 школ по 500 учащихся в каждой, равномерно распределенных по всей территории страны. Предлагается делать ставку на лидеров в работе со способными детьми: опыт таких лицеев и гимназий поддерживать, адаптировать и распространять. Концепция же предлагает опираться на вузы.

    Сейчас свои предложения по доработке проекта Концепции "колмогоровцы" направили "наверх". А пока ответ не получен, активисты двух рабочих групп взялись свести воедино два документа. Что из этого получится - обещают показать через две недели.

    мнение

    Наталья Носырева, г. Владивосток:

    - Одаренность ребенка может быть определена и развита только при условии получения качественного образования. А как поддержать талантливых детей из малообеспеченных или неблагополучных семей, где дети чаще всего педагогически запущены? Как поддержать одаренного из сельской глубинки? В концепции нужно обязательно прописать меры по поддержке ребят именно из этих категорий. В Приморском крае сейчас идет такой проект. Провели конкурс сочинений по морской биологии. Интерес - огромный. И пятая часть работ - от детей, которые находятся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

    Поделиться