Курганский городской суд удовлетворил ходатайство заместителя губернатора Курганской области, директора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктора Шевелева и допустил к участию в судебном процессе общественного защитника.
По мнению членов общественной организации "Содружество", президентом которой является Виктор Шевелев, факт возбуждения уголовного дела против замгубернатора получил широкий общественный резонанс, а отсутствие объективной информации способствует распространению многочисленных слухов. Чтобы исключить кривотолки, организация делегировала в суд своего представителя, юриста Эдуарда Чебыкина. Несмотря на то, что высокопоставленного чиновника в суде уже защищают два адвоката, Виктор Шевелев заявил, что он нуждается в дополнительной защите.
Напомним, судебный процесс по делу Виктора Шевелева начался 20 февраля. Чиновника обвиняют в превышении должностных полномочий (статья 286, часть 2 УК РФ). По версии предварительного следствия, в апреле 2010 года департамент на основании итогов официального конкурса заключил долгосрочный договор до 2030 года о предоставлении рыбопромыслового участка на озере Большой Актабан в Петуховском районе алтайской фирме "Барром". А спустя год директор департамента в одностороннем порядке расторг этот договор и без проведения конкурсных процедур передал озеро местному предпринимателю Сергею Литвинову. В результате незаконных действий чиновника, считает следствие, победителю конкурса - фирме "Барром" - нанесен ущерб почти на 400 тысяч рублей. Кроме того, грубо нарушены конституционные права хозяйствующих субъектов на добросовестную конкуренцию и равенство перед законом.
Во втором судебном заседании было допрошено около десяти свидетелей. Все они являются бывшими или действующими работниками департамента природных ресурсов. Одним из ключевых свидетелей стал председатель конкурсной комиссии, заместитель директора департамента Петр Федотов. Его допрашивали более полутора часов.
Адвокат Виктора Шевелева Людмила Трофимова пыталась выяснить, каким образом фирма "Барром" была допущена к участию в конкурсе, да еще признана победителем, если до этого она рыбой не занималась, не разводила, не выращивала, а по объему вылова у нее стояли нулевые показатели. Все это, по мнению адвоката, идет вразрез с постановлением правительства РФ, согласно которому для участия в конкурсе необходимо представить документы, подтверждающие показатели объемов разведения (выращивания) водных биологических ресурсов в тоннах за последние четыре года.
Кроме того, по данным экспертов, если бы "Барром" зарыбил озеро в тех объемах, которые заявил, то водоем бы просто погиб, а водно-биологические ресурсы были уничтожены.
Петр Федотов пояснил, что у конкурсной комиссии тоже возникали вопросы. Но на тот момент в Курганской области не было опыта проведения подобных конкурсов, у членов комиссии не было четкого понимания, можно ли допускать к конкурсу претендентов с нулевыми показателями вылова или нет, не было правоприменительной практики и судебных прецедентов, поэтому некоторые моменты были упущены.
После выхода постановления Высшего арбитражного суда, запрещающего допускать к конкурсу претендентов, завышающих нормы вылова или не отвечающих хотя бы одному из критериев, таких ошибок чиновники больше не допускают. Председатель комиссии также заявил, что он предлагал директору департамента расторгнуть договор с "Барромом", но вовсе не имел в виду делать это в одностороннем порядке, а только через суд.
Вторым важным свидетелем, допрос которого тоже занял больше часа, стал юрист Вячеслав Каргаполов. Правда, он больше не работает в департаменте. По его словам, вынужден был уволиться под давлением. Каргаполов пояснил, что он является автором служебной записки, в которой информировал директора департамента о том, что конкурс нельзя расторгать в одностороннем порядке, поскольку это будет нарушением закона.
Юрист утверждал в суде, что записку он передал заместителю директора департамента. Однако Петр Федотов опроверг его показания и заявил, что впервые увидел эту записку только у следователя. Директор департамента Виктор Шевелев также пояснил, что никакой записки не видел. Между тем записка является в деле одним из важных вещдоков, указывающих на то, что директор департамента был предупрежден подчиненными о недопустимости нарушения закона. Каргаполов найдет эту записку потом… у себя на столе и передаст следователям во время выемки документов. А вот как записка попала к нему на стол, так и осталось загадкой.
Оживление в зале суда вызвал допрос заместителя председателя конкурсной комиссии, бывшего начальника рыбного отдела Валерия Примы. Чиновник путался в своих показаниях, не мог внятно ответить на простые вопросы гособвинителя и защитников. На вопрос адвоката, как он контролировал исполнение договора с фирмой "Барром", ответил, что ни разу на этом озере не был. Некоторые его показания существенно расходились с теми, что он давал на предварительном следствии. В таком случае суд вынужден был поднимать протокол допроса предварительного следствия и сличать показания. Таким образом, Валерий Прима подтвердил в суде данные ранее показания о том, что после вскрытия конверта его пригласил к себе в кабинет директор департамента и сказал, что конкурс по озеру Большой Актабан должен выиграть предприниматель Литвинов.
Виктор Шевелев завил, что ничего подобного он не предлагал, но не отрицал, что разговор с Примой действительно состоялся. Проходил он, по его словам, в рамках обычной рабочей практики. Это нормально, когда директора знакомят с результатами каждого этапа конкурса, пояснил Виктор Шевелев. Он, например, в свою очередь, потом докладывает о ситуации губернатору.
Между тем замгубернатора сообщил, что на стадии проведения конкурса есть варианты повлиять на его результаты, и привел пример трехгодичной давности, имеющий, по его словам, отношение к данному судебному разбирательству. Так, 28 февраля 2009 года департамент природных ресурсов проводил конкурс по промышленному рыболовству на пользование одного из озер в Кетовском районе. После вскрытия конвертов победителем был признан индивидуальный предприниматель, а договор заключили совершенно с другим участником конкурса, обществом с ограниченной ответственностью. Это произошло после того, как Валерий Прима побеседовал с победителем конкурса. Валерий Прима пояснил, что у того ООО были лучше показатели и предложения, а вот как ему удалось уговорить победителя конкурса отозвать документы и отказаться от озера, не рассказал.