29.02.2012 23:59
    Поделиться

    Глава уральского НПО "Автоматика": Не хочу возвращаться в 90-е

    Что сегодня важнее для страны: стабильность или резкие перемены? Это самая обсуждаемая тема последнего месяца.

    Она стала краеугольной и в предвыборной борьбе всех кандидатов в президенты России. Кто-то утверждает, что мы тащимся на ослике и требует революционных изменений, кто-то уверен, что страна успешно развивается и надо просто двигаться вперед, избегая каких бы то ни было общественных потрясений.

    Сегодняшнего собеседника "РГ" - руководителя одного из ведущих оборонных предприятий страны, екатеринбургского НПО "Автоматика", Леонида Шалимова - приверженцем размеренной и спокойной жизни не назовешь: он любит "запускать" космические корабли и всегда лично наблюдает за стартом ракет, в создании которых участвовали специалисты его предприятия. Вместе с тем Шалимов открыто поддержал рабочих Уралвагонзавода, призвавших неравнодушных людей выйти на митинг, чтобы защитить существующую в стране стабильность. "Я не хочу возвращаться к тому, что было в девяностые", - коротко объясняет свою позицию Шалимов.

    Леонид Шалимов: У меня такое впечатление, что рабочие уже распробовали, что такое полный разгул демократии, вплоть до криминала, и так же, как я, не хотят возвращаться в те времена. Ведь результаты нестабильности они почувствуют первыми на своей шкуре.

    Я помню, как в середине девяностых зарплата на заводах, в том числе уральских, не выплачивалась месяцами. И на нашем предприятии было очень тяжело. Ко мне приходили делегации из цехов и ставили ультиматум: не уйдем, пока не выплатите все долги. Усаживались в кабинете, демонстрируя, что точно без денег не уйдут. Я и не возражал, только просил не мешать работать. Проходило какое-то время, и рабочие видели: проблемы-то реальные, завязанные не на одном директоре, вопросы с заказами и их оплатой решаются очень тяжело. И снимали "осаду", потихоньку уходили из кабинета. Это был 1997 год. Немало усилий потребовалось, чтобы привести предприятие к стабильной работе.

    А сейчас, я считаю, однозначно возникла угроза возвращения хаоса. Потому что люди, которые заявляют, что в стране пора менять курс, не готовы управлять такой махиной, как Россия, и даже не представляют, что это такое. Похоже на банальную жизненную ситуацию: сидят болельщики на стадионе, свистят, шумят и четко знают, кому пасовать, как дать мяч, в какое место ворот бить. Но выпусти болельщика на поле, он и по мячу может не попасть. Из тех, кто сегодня претендует на место главы государства, я не вижу людей, кроме нынешнего премьера, которые были бы способны управлять страной.

    РГ: Одни дорожат зарплатой и стабильностью, другие требуют больших свобод и развития гражданского общества. Неужели без политических потрясений эти вещи нельзя совместить?

    Шалимов: Можно, и на баррикады для этого лезть не стоит. Больше всего задевает, что призывают к революционным изменениям люди, которые никакого общественного продукта не создали. А им хочется быть политическими деятелями, как я определяю, повыпендриваться. По этому поводу есть один старый анекдот: звери летят в самолете, и через некоторое время ворона говорит: "Что-то скучно стало: летим и летим. Давайте повыпендриваемся!" Все соглашаются, начинают крушить кресла, выбивать иллюминаторы, гробить аппаратуру. Самолет, естественно, начинает падать, и тут ворона говорит: "Пора улетать!" Все в испуге: "Мы не умеем". "Так что же вы тогда выпендривались?" - спрашивает птица и покидает самолет.

    Думаю, люди, которым тоже стало скучно вот так ровненько развиваться, давно купили недвижимость за границей, деньги хранят в зарубежных банках. Если в России начнется заваруха, они улетят, как та ворона, а за выпендреж придется расплачиваться нам.

    Нужно спокойно, методично строить свою жизнь. А работать каждый день - трудно. Труднее, чем призывать к быстрым переменам.

    РГ: Работа вашего предприятия подтверждает, что стабильность - не застой, а движение, рост объемов производства...

    Шалимов: Объемы - это, конечно, важно, но можно сегодня делать пять гвоздей, завтра - 15, послезавтра - 30. Объемы будут расти, но завод окажется в застое. Стабильное развитие обеспечивается техническим перевооружением и модернизацией. О нашем предприятии можно однозначно сказать, что оно движется только вперед и в части новых инновационных решений, и в диверсификации труда. Конечно, в профильном ракетно-космическом направлении у нас есть серьезный госзаказ, но не он один сейчас определяет стабильную работу объединения. Мы выпускаем новейшую продукцию почти для всех отраслей гражданского машиностроения. Один только электровоз вышел на объемы, которых раньше и по госзаказам не было. И точно могу сказать, что за сохранение стабильного развития страны выступают все предприятия, у которых в прошедшие десятилетия не просто появились собственники: эти собственники вложились в техническое перевооружение, в поднятие экономики. Вы посмотрите: практически все промышленные гиганты, которые открыто поддержали курс на стабильность - УГМК, Евраз-холдинг, - огромное внимание уделяют модернизации производства.

    РГ: Вы - блогер?

    Шалимов: Да что вы! Я никого не хочу обидеть, но считаю, что это занятие не для серьезных людей. Да, иногда я заскакиваю на форумы, интересуюсь, как идет обсуждение политической ситуации. Но после двух-пяти минут мне становится, во-первых, противно, а во-вторых, жалко своего времени: ругательства я могу и на заборах почитать.

    РГ: Сейчас многие люди из среды интеллигенции не то что боятся, а не хотят обозначать в Интернете свои политические пристрастия. И уж тем более говорить, что они за существующий курс.

    Шалимов: Нам ситуации вокруг режиссера Николая Коляды хватило. Что только ни писали в Сети по поводу его вхождения в штаб поддержки Путина, а потом и здание театра обезобразили плакатами. Особо активные блогеры уверены, что они абсолютная истина, что их убеждения - это конечная инстанция, все остальное не должно существовать. И даже подумать не могут, что есть люди с другим мнением. Склад характера у них такой.

    РГ: Это особенность менталитета?

    Шалимов: Не только. И за рубежом такие есть. Взял ружье, поехал на остров и расстрелял там всех. Я как-то во Львове ехал в трамвае, и один мужик орал на весь вагон: "Москали, сволочи, нас обожрали!" Я дергаю его за пиджак и тихо говорю: "Слушай, мужик, мне очень жалко, что мы тебя обожрали, но я готов компенсировать: друзей у меня много, три-четыре вагона с салом готов прислать во Львов, скажи - куда?" Он на меня посмотрел так обалдело и начал снова: "Москали, сволочи..." Я ему опять: мужик, куда прислать? Он в ответ: "Да отстань ты, дай поорать!" Вот вся логика.

    РГ: Но к таким людям прислушиваются, их смелостью восхищаются, за ними в конце концов идут...

    Шалимов: Молодежь же не умеет фильтровать. Это нас еще в Советском Союзе учили правильно читать газеты, точнее, все, что связано с агитацией. А их никто не учил, вот и попадаются на броские лозунги. Когда я с людьми встречаюсь в рамках предвыборной кампании, не агитирую, а просто убеждаю. Говорю: относитесь к выборам как к определению не чьей-то судьбы, а своей дальнейшей жизни. Это ваша семья, ваше благополучие, ваша шкура. Если хотите ее сберечь, сядьте и подумайте, за кого будете голосовать. Просто свои ощущения проверьте, проведите сверку планов. И тогда никто не сумеет повлиять на ваш выбор.

    О застое

    Леонид Шалимов: Представители  системной оппозиции утверждают: наступил застой. Застой, на мой взгляд, это топтание на месте. А стабильность - движение вперед с постоянной скоростью и по четкому вектору. Я считаю, что мы сейчас совсем не топчемся на месте, и экономика и общественная жизнь однозначно развиваются. Возможно, у кого-то появилось ощущение, что изменения происходят слишком медленно и необходимо добавить прыти. Результаты этой прыти мы видели в девяностые, когда утром в магазине была одна цена на колбасу, а вечером - другая, раз в десять больше, когда зарплату получали миллионами, а через несколько дней эти деньги обесценивались. Это была не просто денежная инфляция, это было стремительное обесценивание труда и веры в завтрашний день.

    Я понимаю и разделяю позицию тех, кто сейчас не хочет ускоряться подобным образом... Их выбор определяет не страх перемен, а желание ходить на работу, получать за это достойные деньги и нормально отдыхать. Представители оппозиции, после того как прошли рабочие митинги, в один голос заговорили, что рабочих свезли, подкупили и пригнали. Да ничего подобного. Я на своем предприятии сразу сказал: кто хочет, тот идет и выражает свою позицию. А стимулировать это премиями или отгулами - не буду. И люди пошли без всяких кнутов и пряников.

    Справка "РГ"

    Леонид Николаевич Шалимов начал трудовую деятельность на НПО "Автоматика" в 1970 году и прошел путь от инженера до генерального директора. Кандидат экономических и технических наук, член-корреспондент Академии инженерных наук имени академика Прохорова, академик международной Академии навигации и управления движением, советник Российской академии ракетно-артиллерийских наук.

    Награжден государственными орденами "Знак Почета", "Дружбы", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, знаком "За заслуги перед Свердловской областью". Почетный гражданин Екатеринбурга (2011 год).

    Поделиться