27.02.2012 23:49
    Поделиться

    Госдума приняла законопроект "О геодезии и картографии"

    Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". По новому законопроекту органы власти разных уровней смогут самостоятельно определять порядок оказания помощи гражданам, в том числе и финансовой, в оформлении документов для постановки на кадастровый учет и госрегистрации права на земельные участки.

    Напомним, что возможность помогать гражданам в земельных делах у этих органов была и прежде, однако порядок прописан не был. Теперь органы власти сами смогут разрабатывать порядок оказания помощи и сами решать, сколько денег на это выделять. Однако чиновники вправе помогать гражданам, но не обязаны, подчеркивают эксперты. "Ввиду отсутствия конкретики в самом законопроекте, а также сложившейся практики в этой сфере абсолютно непонятно, в каких случаях власти будут свое право реализовывать, а когда от этого воздержатся", - отмечает Сергей Поправка, директор юридического департамента Penny Lane Realty.

    А вот Алексей Коневский, руководитель практики по земельному праву, недвижимости и строительству компании Пепеляев Групп, полагает маловероятным, что власти возьмут на себя полностью функции по осуществлению кадастрового учета и госрегистрации прав на земельные участки и дома граждан, так как это потребует немалых бюджетных средств. "Однако если эти органы захотят оказать такого рода поддержку каким-либо категориям граждан (например, малообеспеченным, ветеранам и т.д.), они вправе будут это сделать, - отмечает он. - Категория граждан, которым будут оказываться такого рода госуслуги, может быть определена иными законами РФ, субъектов РФ или муниципальных образований".

    Основные проблемы, возникающие у людей при упрощенном оформлении в собственность земли и садовых домиков, связаны с бюрократическими препонами при сборе документов, необходимых для регистрации прав: выписка из похозяйственной книги, кадастровый план и др.

    "Дело в том, что процесс получения таких документов самим Федеральным законом N 93-ФЗ о дачной амнистии не урегулирован, в отличие от собственно процесса госрегистрации прав, осуществляемой Росреестром, в связи с чем в каждом отдельном субъекте РФ и даже муниципальном образовании его толкуют по-своему и определяют свои собственные правила и сроки оформления документов, - объясняет Александр Шарапов, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов. - Причем эти правила могут сводиться к их фактическому отсутствию и подмене чиновничьим усмотрением в каждом отдельном случае".

    По мнению Екатерины Лобановой, руководителя Аналитического центра "ОПИН", новый закон мало в чем поможет гражданам при постановке земельных участков на кадастровый учет и госрегистрации прав. Вот как она описывает процедуру постановки на учет:

    "Лицо - физическое или юридическое - обращается к кадастровому инженеру, уполномоченному лицензией государственного образца, с целью выделения границ земельного участка. Заказчик оплачивает услуги кадастрового инженера и несет документы в Кадастровую палату. В противном случае мы имеем проблему номер один - споры по границам, которые решаются с соседними собственниками в судебном порядке. Вторая проблема - некачественная работа кадастрового инженера. Наконец, заявитель обращается в Кадастровую палату. Есть только два варианта исхода землеустроительных дел в Кадастровой палате: утверждение и отказ. Отказ помимо заявителя отражается и на кадастровом инженере: формально только некачественная работа на стадии межевания может привести к отказу. А десять таких отказов ведут к отзыву лицензии. Поэтому на практике кадастровые инженеры сразу предупреждают собственников о будущих "непредвиденных затратах", а в случае непонимания отказываются от заказа".

    И все же, по мнению Михаила Кюрджева, партнера компании "Доверенный СоветникЪ", закон задал правильный вектор: для оформления права на земельный участок достаточно иметь на руках любой документ, указывающий на наличие прав на участок. Далее уже госорганы должны собрать всю необходимую информацию для создания возможности собственнику вступить в законные права. "Это необходимо и для самого государства, так как физическое лицо тут же приобретает статус налогоплательщика в отношении недвижимости, - подчеркивает эксперт. - Необходимо пойти дальше и создать четкий (со сроками) регламент обмена информацией между заявителем - физическим лицом и государственным органом с одной стороны и государственными органами между собой - с другой стороны".

    Но это в идеале. В существующем же виде законопроект сложно назвать революционным. По сути, он представляет собой самый общий план действий и задачи для госорганов, если они сочтут возможным и целесообразным помогать гражданам в оформлении своих прав на 6 соток.

    Вот и Андрей Соловьев, руководитель отдела загородной недвижимости компании Knight Frank, считает, что предлагаемые изменения не являются эффективным решением проблемы, поскольку проект не изменит условия реализации права граждан на оформление в упрощенном порядке прав на объекты недвижимости.

    Поделиться