28.02.2012 17:20
    Поделиться

    Экологи СЗФО помогут властям бороться с уничтожением сельхозугодий

    Почему крупные собственники свои гектары не обрабатывают и другим не дают

    Несмотря на то что с 1 июля 2011 года закон получил более подробную регламентацию механизма принудительного изъятия земельных наделов, он не заработал в полную силу . Почему так произошло - разбирались корреспонденты "РГ".

    Ожидалось, что изменения, внесенные в федеральное законодательство об обороте земель сельхозназначения, сыграют роль "кнута" для нерадивых собственников. Страх потерять свой "кусок" подстегнет их бережнее относиться к матушке-кормилице.

    Однако лишение собственника прав может быть инициировано в случае снижения плодородия или ухудшения экологической обстановки, либо если участок не обрабатывается в течение трех лет. Примеров запустения нив, захламления их мусором, превращения в лунные пейзажи "генералами песчаных карьеров", снятия и перемещения ушлыми юрлицами плодородного слоя почвы предостаточно. А изъятий - единицы.

    В августе прошлого года решением Арбитражного суда Мурманской области один из рыбколхозов был лишен 1122 гектаров земли, находившихся у него в пользовании. В Калининградской области тоже есть прецедент: по решению Багратионовского районного суда у бездарного хозяина отняли пять гектаров "гуляющей" земли. В суде Зеленоградского района сейчас находится иск природоохранной прокуратуры к администрации муниципалитета, терпящей самоуправство арендатора сельскохозяйственных земель. Сданный ему под сельхозцели участок площадью

    10 266 гектаров используется как угодно, только не для производства зерна, молока или мяса. Для складирования стройматериалов, хранения тяжелой строительной техники, бурового оборудования, ГСМ, для свалки старых автомобильных покрышек, металлолома и отходов бурового производства, отнесенных к III и IV классу опасности. "Плюшкина" привлекли к административной ответственности, однако он продолжает эксплуатировать землю не по сельскохозяйственному назначению. Прокуратура через суд хочет понудить власти расторгнуть договор с "многопрофильным" предприятием и изъять у него участок.

    В основном же земельные контролеры ограничиваются протоколами, штрафами и предписаниями. В Карелии, Архангельской области и Ненецком автономном округе, к примеру, по данным Россельхознадзора, в прошлом году проверено, как "работают" 3470 гектаров. По итогам инспекции возбуждено пять административных дел за ненадлежащее содержание земли и 93 дела - за невыполнение обязанностей по рекультивации нарушенных сельхозугодий, обязательных мероприятий по защите, улучшению и охране почв. Около 150 недобросовестных собственников и земледельцев были оштрафованы на общую сумму 240,7 тысячи рублей.

    В Коми специалисты обследовали за год около пяти тысяч гектаров и провели 550 административных расследований. Нарушений нашли свыше 700, а "отбили" у 230 виновников немногим более 368 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в ходе инспектирования 27 тысяч гектаров выявлено 116 нарушений земельного законодательства, сумма поступивших в казну штрафов составила почти 1,5 миллиона рублей, что в 1,3 раза больше, чем в 2010 году.

    Ужесточение наказания в виде штрафов от двух до пяти тысяч рублей для граждан, от четырех до шести тысяч для должностных лиц и от 80 до 100 тысяч для юрлиц, дамоклов меч "раскулачивания", должно было побудить землевладельцев пахать и сеять. Но процент возврата залежных земель в сельхозоборот невелик.

    Когда к мониторингу подключились активисты общероссийской общественной организации "Зеленый контроль", оказалось, что ситуация в полях еще хуже, чем она представляется из сводок Россельхознадзора. В Ленинградской области, например, экологи обнаружили 12 "горячих точек" - размещенных на сельхозугодьях помето- и навозохранилищ.

    Аналогичная ситуация в Калининградской области, где половина пашни дичает на глазах. Под неусыпным контролем надзорных органов заболачивается, зарастает кустарником. Власти сетуют: не хватает инструментария, чтобы быстро разобраться с неэффективными хозяйственниками. Что делать, чтобы приостановить деградацию земель? Как поднять целину? Этот и другие вопросы обсуждались на круглом столе, организованном "Зеленым патрулем".

    - Самая большая проблема, которая тормозит развитие аграрного сектора в нашем районе, - невозможность сформировать большой земельный массив для бизнеса, - призналась начальник Озерского сельхозуправления Софья Федина. - Земли, которыми распоряжается муниципалитет, - мелкоконтурные, разрозненные, в основном неудобья. 30 процентов самых лучших угодий принадлежат холдингам. Один из них, владеющий 22 тысячами гектаров, сначала обрабатывал четыре тысячи гектаров, потом только триста, а с 2009 года - ни пяди. Процедуру изъятия земель "ленд-лорд" мастерски избегает, ежегодно меняя названия своих хозяйствующих "дочек". При этом сам не работает и другим не дает, цены на участки называет заоблачные в ответ на предложения инвесторов.

    Да и мелкие собственники особо не боятся наказания. Приходит к человеку муниципальный контролер, а он ему: "Как мне заплатить штраф на 10 лет вперед, чтобы вы меня больше не беспокоили?" - "Нужны годы, чтобы доказать, что он бездельник на этой земле", - констатировал заместитель министра сельского хозяйства области Михаил Хованский.

    - Это от штрафов легко отмахнуться и продолжать работать спустя рукава, но за причинение вреда, нанесенного почве как объекту охраны окружающей среды, можно серьезно поплатиться, - напомнила начальник земельного контроля регионального управления Россельхознадзора Валентина Слобожанинова. - Сумма ущерба, вчиненного предпринимательнице за перемещение плодородного слоя в ходе карьерной выработки, по выигранному нами иску в нескольких арбитражах составляет около двух миллионов рублей.

    Как считает координатор "Зеленого патруля" Сергей Виноградов, к решению проблем, связанных с уничтожением земель сельхозназначения, должна подключаться общественность. Практика показывает, что до рекультивации нарушенных угодий и восстановления плодородных свойств земель в регионах дело редко доходит. В лучшем случае удается приостановить незаконную деятельность. В Ленинградской области, например, по инициативе "Зеленого патруля" региональный комитет госконтроля природопользования и экологической безопасности приостановил деятельность старателей на 35 песчаных карьерах. По мнению Виноградова, органам исполнительной власти на местах нужна поддержка общественности, потому что нарушители уже давно научились ускользать от ответственности при проверках неповоротливых органов контроля, работающих в плановом режиме. Он предложил по примеру правительства Ленинградской области создавать совместно с экологами рабочие группы "быстрого реагирования".

    Между тем

    В Калининградской области разрабатывается электронная земельная карта, в которой будут отражены данные по мелиорации, плодородию почв, о режимах использования земель, кому принадлежит тот или иной участок. На эти цели из областного бюджета выделено четыре миллиона рублей. По сообщению регионального правительства, 13 из 15 районов области уже паспортизированы и сведения заложены в базу данных. К концу года работа над картой будет завершена. По электронному источнику можно будет отслеживать судьбу сельхозугодий и, в случае ухудшения характеристик, оперативно принимать решения.

    Поделиться