27.02.2012 23:20
    Поделиться

    Российские кинематографисты ждут помощи бизнеса

    Инвестиции в кино эксперты сравнивают с венчурными: они очень рискованные. Из 10 проинвестированных проектов зарабатывает 1-2, но их прибыль покрывает расходы по оставшимся проектам. Поэтому бизнес вкладывает деньги в кино не слишком охотно. Как изменить ситуацию, "РБГ" рассказала Анна Крутова, вице-президент кинокомпании СТВ, советник правления Ассоциации теле- и кинопродюсеров России.

    - Анна, насколько отечественный бизнес помогает выстоять отечественной кинематографии?

    - Могу ответить коротко: российский бизнес занимается бизнесом, а не отечественной кинематографией. Есть отдельные проекты, которые поддерживают госкорпорации, которые в свою очередь помогают производить и выпускать те или иные фильмы. Могу привести примеры - "Край" Алексея Учителя, "Царь" Павла Лунгина. Оба фильма достаточно громкие, принявшие участие в международных кинофестивалях. Картина "Край" была номинирована на Golden Globus. "Царь" участвовал в "Особом взгляде" в Канне. Оба фильма собрали довольно приличные боксы - около шести миллионов. Очевидно, коммерческой ценности с точки зрения бизнеса они не представили. Вложения в производство были значительно выше сборов. Но бизнес участвовал в этих проектах, потому что это серьезный пиар. В том числе и международный. Участвуя в подобных знаковых проектах, компания вкладывает в свой PR и имиджевую составляющую и получает намного больше нежели от стандартных PR-технологий. Все-таки кинематографический мир - как российский, так и мировой, собирает вокруг фестивалей огромное количество самых разных людей, создает определенную атмосферу, которая позволяет российским бизнесменам раскручивать свои бренды на международном уровне, входить в узкий круг богатых людей мира, что часто помогает им заключать интересные для них контракты впоследствии.

    - Значит ли это, что российский бизнес с удовольствием будет вкладывать средства в отечественный кинематограф, или это только разовые акции?

    - До кризиса наблюдалась некоторая активность бизнеса, многие проекты даже затевали сами бизнесмены, совершенно не зная рынка, что часто приводило их к разочарованиям. "Наигрались"... В итоге их интерес остыл. Как и в любой сфере бизнеса, необходимы знания и участие в процессе профессионалов. Творчество - увлекательная вещь. Но когда непрофильные бизнесмены становятся кинопродюсерами, совершаются ошибки, которые приводят к потере художественной и коммерческой ценности картины. Если уж кому-то из бизнесменов захочется заняться кино, необходимо прийти к профессиональным и успешным продюсерам. Продюсеру можно предложить как свою идею или сценарий для экспертизы, так и предложить ему рассмотреть возможность партнерских отношений в разрабатываемых проектах студии. И, конечно, если бизнесмен захотел спонсировать дебют или войти в кросс-промо в популярном проекте - все это нужно обсуждать только с профессиональными продюсерами.

    - Какие ошибки совершают бизнесмены?

    - Прежде всего в определении проекта и его реализаторов. Любой проект всегда ориентирован на определенную аудиторию. Важно качество сценария. Основа хорошего фильма - хороший сценарий. Хороших сценаристов в России можно пересчитать по пальцам. В написании сценария важен не только талант, но и профессиональное мастерство. Бизнесмену на бумаге сценарий может показаться интересным, но для того, чтобы из него получилось зрительское успешное кино, этот сценарий может быть непригоден.

    - Какие вузы выпускают сценаристов?

    - ВГИК, Питерский университет и еще несколько институтов, также сейчас многие непрофильные вузы страны стали открывать в своих стенах факультеты кинематографического направления, что плохо. К сожалению, полноценных сценаристов российские кинематографические вузы не выпускают. Современной сценарной школы, соответствующей сегодняшним требованиям кинопроизводства, в России нет. Необходимость в производственном контенте сейчас увеличилась в сотни раз. В 90-х годах производилось 800 часов киноконтента для ТВ, а сегодня более 6000. Нехватка кадров в области кинематографии катастрофическая- как качественная, так и количественная.

    - Так, может, отечественному бизнесу стоит подключиться и оплачивать образование будущим российским сценаристам за рубежом, в ведущих вузах мира?

    - Очень сомневаюсь, что все эти выпускники к нам возвратятся. Многие наши одаренные специалисты покинули родину, получив образование за рубежом, и сейчас трудятся в Голливуде. Образование - это задача государства. Я не критикую сегодняшнюю систему образования в области кинематографии, а предлагаю ее модернизировать, основываясь, прежде всего, на американском опыте и методологиях американских вузов. Ведь очевидно, что Голливуд - родина успешного кино. Успешное кино получается, только когда его создают высокообразованные профессионалы своего дела. Ассоциацией теле- и кинопродюсеров ведется большая работа, мы договорились сотрудничать с Южно-Калифорнийским университетом, который окончили Спилберг и Лукас. Там одно из самых сильных сценарных отделений. Но кинематографу нужны не только сценаристы, еще нужны и режиссеры, и продюсеры, и кинопрокатчики и т.п. Декан международного направления Южно-Калифорнийского университета Алан Бейкер предложил нам свое содействие в постановке дополнительного профессионального образования в России. Эта программа требует финансирования, которого нет у государственных вузов. На Правительственном совете по кинематографии в рамках федеральной целевой программы 2012-2016 годов ассоциация попросила выделить не менее 60 миллионов рублей на каждый год, дабы запустить за пять лет 10-15 учебных площадок. Это очень небольшие деньги в формате государственного бюджета. В протоколе-поручении Правительственного совета по кинематографии это предложение нашло свое отображение. В департаменте образования минкультуры нам сообщили, что на все про все минкультуры может выделить только пять миллионов рублей в год. Этой суммы не хватит даже на запуск одного сценарного отделения.

    - Что делать? Как заинтересовать российский бизнес? Кто может стать инвестором?

    - Образование - это отдельный бизнес. Южно-Калифорнийский университет яркий тому пример, для них постановка киношкол по миру является высокорентабельным бизнесом. В России уже существуют школы в различных направлениях, основанные на западных технологиях, и они несут акционерам хорошие доходы. Поэтому, если у российских бизнесменов лежит душа к этому направлению деятельности, они смело могут вкладывать свои капиталы в создание Высших профессиональных курсов и других школ дополнительного высшего образования в области кинематографических профессий, договорившись с американскими вузами. Если кому-то это станет интересно, очень рекомендую обратиться к профессионалам, а лучше в Ассоциацию теле- и кинопродюсеров, мы готовы активно содействовать и помогать во всем любому, кто захочет поддержать отечественный кинематограф и систему образования своими инвестициями. Инвестором может стать любой предприниматель, который хочет вложить свои деньги в новое направление.

    - Как сделать проекты коммерчески привлекательными?

    - Это большой и сложный вопрос, которому необходимо посвятить отдельное время. Скажу главное, коммерчески привлекательные проекты должны быть созданы не только талантливыми людьми - творцами, но и профессионалами своего дела, и еще, никогда не надо отталкиваться от собственных предпочтений и вкусов, если ты хочешь сделать зрительский коммерчески успешный проект. Только профессиональный подход дает коммерческий результат.

    Поделиться