21.02.2012 23:50
    Поделиться

    Юлия Шойгу: Самой сложной в моей жизни была первая чрезвычайная ситуация

    Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь недавно приняло решение о создании Центра психологической помощи в кризисных ситуациях. Он станет своего рода аналогом Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Сегодня гость "СОЮЗа" - его руководитель Юлия Сергеевна Шойгу.

    Юлия Шойгу: Центр был создан в 1999 году, но началась наша история чуть раньше. В 1995 году во время ликвидации последствий землетрясения в Нефтегорске руководство министерства задумалось о необходимости создания службы, которая бы работала с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях. Идея воплотилась в жизнь в сентябре 1999 года.

    Перед Центром экстренной психологической помощи были поставлены две основные задачи. Первая, традиционная для силовых ведомств, - задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, летчиков... Это и профессиональный отбор сотрудников, их психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, это и решение проблем, возникающих во время выполнения своих обязанностей.

    Вторая задача по-своему уникальна - оказание экстренной психологической помощи при работе в зоне бедствия. Это функция МЧС России, утвержденная Указом президента России, и во многом она предопределила формирование и развитие психологической службы министерства. Сегодня наш Центр является аттестованным аварийно-спасательным формированием в системе МЧС России, а также основоположником нового направления в психологической науке - психологии экстремальных ситуаций.

    Со временем появилась еще одна задача - организационное и методическое руководство всей психологической службой МЧС России, а это более 700 специалистов-психологов по всей стране.

    Люди Центра: кто они?

    Юлия Шойгу: У нас довольно большой коллектив, непосредственно в центре - около трехсот человек. Это в основном женщины, большинство из которых - специалисты-психологи. Кто-то работает как все - пять дней в неделю, есть подразделения, которые действуют круглосуточно. Но при этом все специалисты готовы в любой момент выехать в любую точку страны и мира, чтобы оказать помощь.

    Всегда ли у вас включен мобильник?

    Юлия Шойгу: Всегда... Выключаю его только в самолете.

    Когда вас поднимают по тревоге?

    Юлия Шойгу: Тогда, когда происходят чрезвычайные ситуации, требующие внимания специалистов нашего Центра. Критериев много: большое количество жертв и пострадавших, пропавших без вести, когда проводится эвакуация людей из зон вооруженных конфликтов или чрезвычайных ситуаций, когда ситуация вызывает большой общественный резонанс. Так, после аварии на атомной станции "Фукусима" в Японии мы открыли несколько "горячих линий", потому что эта трагедия очень взволновала и россиян.

    Каков алгоритм работы на месте ЧП?

    Юлия Шойгу: Первыми прибывают психологи МЧС, которые живут и работают в этом регионе. Следом - специалисты филиала, расположенного в данном федеральном округе. Если ситуация очень сложная, то вылетают на место специалисты нашего Центра из Москвы и из других регионов. Например, в ситуации с "Булгарией" работали наши специалисты практически со всей страны...

    Самой сложной в моей жизни была первая чрезвычайная ситуация. Тогда я поняла, что в любой момент может что-то случиться, и я буду работать, независимо от того, какие у меня на тот момент личные планы

    Самые первые действия психолога в ЧС - помочь пострадавшему справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть страх, гнев, агрессия, обида, тревога, безысходность, чувство утраты. Все эти реакции на стресс очень энергозатратны и опасны как для самого человека, так и для окружающих.

    В задачи психологов, работающих в зоне чрезвычайной ситуации, входит не только оказание экстренной помощи, но и информационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику людей.

    Сколько у вас филиалов?

    Юлия Шойгу: Их шесть - в Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. В этом году, возможно, появится седьмой - в Северо-Кавказском федеральном округе.

    Какая чрезвычайная ситуация была для вас самой сложной?

    Юлия Шойгу: Первая. Тогда у нас не было опыта, и учиться было не у кого. Пришлось адаптироваться к ситуации, мгновенно принимать решения. А еще после первой чрезвычайной ситуации я поняла, что в любой момент может что-то случиться, и я буду работать, независимо от того, какие у меня на тот момент личные планы.

    Психология - наука молодая. Кто и где создает технологии оказании экстренной психологической помощи пострадавшим в зонах ЧС?

    Юлия Шойгу: Технологии разработаны специалистами нашей службы и являются результатом большой аналитической и научно-практической работы. Мы тесно взаимодействуем с вузами. Так, на базе факультета психологии МГУ им. Ломоносова с участием наших ведущих сотрудников создан государственный стандарт по специализации "Психология экстремальных и кризисных ситуаций", которая является основой для подготовки таких специалистов. В этом году состоится третий выпуск. Причем половина ребят, которые прошли подготовку по этим специализациям, приходят работать к нам. Данная программа активно внедряется и в других вузах нашей страны.

    11 апреля 2012 года будет год со дня трагедии в Минском метро. В оказании помощи пострадавшим в трагедии приняли участие сотрудники вашего Центра...

    Юлия Шойгу: Беларусь - спокойная страна, люди просто не ожидали, что у них может произойти нечто подобное. Когда случился теракт, минские коллеги обратились к нам с просьбой оказать экстренную психологическую помощь и поделиться опытом. Наши специалисты работали как на телефонах "горячей линии", так и с пострадавшими и родственниками погибших.

    С чем звонили на "горячую линию"?

    Юлия Шойгу: Обращались с расстройствами сна, тревогами, страхами, интересовались, как помочь детям, ставшим очевидцами трагедии.

    Как вы оцениваете работу психологов МЧС Беларуси?

    Юлия Шойгу: Это активные люди с хорошим уровнем подготовки. Они любят свое дело. Специалистам-психологам из МЧС Беларуси интересно то, чем они занимаются, они хотят больше узнать, думают над организацией работы. Потом белорусские коллеги дважды приезжали на курсы подготовки специалистов психологической службы МЧС России.

    Вернемся к "горячей линии". Кто вам звонит?

    Пресс-служба МЧС РоссииЮлия Шойгу: Сначала мы планировали, что "горячая линия" будет работать только во время ЧС. Но потом к нам стали обращаться люди, пережившие различные трагедии, которые не были связаны с чрезвычайными ситуациями, - от ссор в семье до потери близких людей. Мы поняли, что в обществе есть потребность в такой службе. Первые несколько месяцев она работала только днем, потом перешла на круглосуточный режим. Во время ЧС за сутки поступает до тысячи звонков.

    Для "горячей линии" мы подбираем людей с высшим психологическим образованием, они проходят дополнительную подготовку. Это позволяет не только дистанционно понять личностные особенности того человека, который на другом конце провода, но и оказать ему реальную помощь.

    Мы продолжаем свою работу: три года назад была создана интернет-служба экстренной психологической помощи населению. На сайте находятся не только информационные психологические ресурсы, но и в режиме интерактивного консультирования оказывается помощь людям, которые находятся в кризисной ситуации.

    И каким по продолжительности бывает такой диалог?

    Юлия Шойгу: От получаса до часа, а во время чрезвычайных ситуаций диалог, конечно же, короче. Людям оказывают срочную психологическую поддержку и дают информацию о том, что происходит и как они должны действовать.

    В коллективе наверняка уже сложились традиции? Что желаете друг другу на праздники?

    Юлия Шойгу: Желаем друг другу безработицы. Чтобы поменьше было работы чрезвычайной, а побольше мирной. Желаем провести праздники там, где планировали.

    В Новый год работали?

    Юлия Шойгу: Первого января прошлого года специалисты нашей службы выезжали в Сургут, где при взлете загорелся самолет. К этому Новому году еле успели вернуться - произошла трагедия в Охотском море, несколько групп наших специалистов работали в разных регионах страны, где близким погибших и пропавших без вести при крушении платформы "Кольская" была нужна помощь, а 27 декабря в День спасателя в Сибири произошло землетрясение...

    Что делает вас стрессоустойчивыми?

    Юлия Шойгу: Работа. Когда твои знания и умения помогают другому человеку в трудной ситуации - это большой профессиональный и личностный ресурс. А стрессоустойчивость - это один из критериев, по которому мы отбираем людей. Среди нас нет равнодушных, они просто не задерживаются. Равнодушие - опасная вещь, работу психолога невозможно выполнять на автомате.

    Телефон "горячей линии" экстренной психологической помощи - 8 (495) 626 37 07

    К слову

    В нашей профессии важно быть стрессоустойчивым. А еще среди нас нет равнодушных - они просто не задерживаются

    Досье "СОЮЗа"

    Юлия Шойгу, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России, родилась в 1977 году в Красноярске. Окончила факультет психологии МГУ. В Центре экстренной психологической помощи МЧС начала работать психологом в 1999 году. Через два года стала заместителем директора. В 2002 году назначена директором Центра. Кандидат психологических наук. Автор научных работ по психологии экстремальных ситуаций. Награждена медалью ордена

    "За заслуги перед Отечеством" II степени.

    Общее количество выездов специалистов психологической службы МЧС России

    Общее количество оказанной психологической помощи

    Поделиться