В скором времени у граждан может появиться шанс приобретать автомобильное горючее "без лишней накрутки", рассчитывают в Минэнерго. Чтобы добиться такой цели, министерство намерено рекомендовать независимым АЗС устанавливать розничные цены на топливо по специальной формуле.
Ее, пояснили "РГ" в министерстве, предлагается включать в договоры купли-продажи между нефтебазами и независимыми АЗС. Цена в рознице будет складываться из стоимости топлива за тонну, включая налоги, установленную компанией-производителем и "премии" АЗС. При этом надбавку заправок предлагается ограничить. В ценах 2012 года она будет равна 4,5 тысячам рублей, рассчитали в министерстве. И ежегодно индексироваться на уровне инфляции.
Сейчас, разъясняют в министерстве смысл новации, в ряде регионов "наблюдается значительная дифференциация розничных цен на основные виды топлива. И при этом цена топлива на АЗС независимых производителей в значительной мере превышает цену на "заправках" вертикально-интегрированных нефтяных компаний". И, по логике министерства, надо ограничить "необоснованное обогащение отдельных розничных операторов топливного рынка".
При этом "внутренний рынок получит прозрачный механизм ценообразования", надеются в Минэнерго. "А розничным операторам, в свою очередь будет гарантирован дифференциал между мелкооптовой ценой и ценой на АЗС, который позволит реализовывать топливо, получая прибыль, а не работать в убыток", - замечают в Минэнерго.
Предложения о включении пункта об установлении формулы розничной цены в договоры купли-продажи уже направлены в минэкономразвития и Федеральную антимонопольную службу, говорят в Минэнерго. Источник в минэкономразвития пока не подтверждает получение документа, комментировать идею коллег в ведомстве не стали.
Между тем, независимые эксперты отнеслись к ней настороженно. Очередной попыткой административного регулирования рынка назвал предложение Минэнерго ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. "В российских условиях такие шаги, к сожалению, всегда ведут к перекосам и, в конечном счете, региональным дефицитам топлива", - сетует эксперт. По его словам, внутренний рынок России сейчас горючим не насыщен, хотя производство бензина в январе выросло больше, чем на 12 процентов.
И поэтому, считает Танкаев, регулировать топливный рынок было бы лучше путем создания инвестиционного климата. "Стоило бы подумать и о налоговых льготах производителям", - добавил эксперт.
Кроме того, Танкаев считает, что, в конечном счете, даже если формула Минэнерго воплотится в жизнь, потребитель не заметит снижения стоимости бензина.
"Скорее наоборот, нам грозит опасность снова столкнуться с дефицитом. Особенно это касается таких регионов, как Чукотка или Камчатка, где нет своих нефтеперерабатывающих заводов", - сказал эксперт "РГ".
Главное же, что нужно делать при дефиците топлива на внутреннем рынке, полагает Танкаев, это не регулировать цены, а подтягивать объемы производства горючего под растущее потребление. "В России за прошлый год приобрели порядка 2,5 миллионов новых автомобилей. Поэтому объемы производства бензина нужно наращивать", - считает аналитик.