13.02.2012 23:45
    Поделиться

    Бизнес-сообщество поддержало введение налога на роскошь

    Россия должна стать удобной для ведения бизнеса

    Чтобы попасть в двадцатку лучших стран по условиям инвестиционного климата, нам необходимо сократить число различных разрешительных процедур, ввести механизм дисквалификации чиновников, оптимизировать налоги и гуманизировать уголовное законодательство в части экономических преступлений. Конкретные шаги по изменению инвестклимата назвал премьер-министр Владимир Путин на XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, который прошел в рамках Недели российского бизнеса.

    Но сначала премьер поднял фундаментальный вопрос - отношение в нашем обществе к бизнесу и в целом к частной собственности. Для того чтобы изменить общественное отношение, по мнению премьер-министра, необходимо изменить широкий спектр экономических и социальных вопросов. В первую очередь закрыть проблемы 1990-х годов: нечестной приватизации и всяких аукционов. "Это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то такое, но вместе с вами нам нужно над этим подумать, - отметил премьер. - Я думаю, что и общество в целом, и предпринимательский класс в этом заинтересованы в первую очередь. Эту тему надо закрывать".

    Помимо этого, по мнению главы правительства, необходимо открыть дорогу новому поколению бизнесменов, создав в России наилучший инвестиционный климат, корпоративное и антимонопольное законодательство, сняв барьеры для выхода на рынок новых компаний. Как заявил Владимир Путин, правительство предложило всем ведущим деловым организациям России, включая РСПП, самим разработать национальную предпринимательскую инициативу по формированию конкурентного делового климата в нашей стране. Координатором, своеобразным штабом проекта предложено стать Агентству стратегических инициатив. "Хочу подчеркнуть: национальная предпринимательская инициатива - это принципиально новый подход к формированию делового климата, когда не чиновник, а сам бизнес, то есть главный потребитель этого климата, этих услуг предъявляет требования к участникам процесса". При этом премьер подчеркнул, что для чиновников будет установлена обязанность результативно, по существу выполнять эти требования, а не формально на бумажке. "Обращаю внимание: оценивать работу руководителей министерств и ведомств разного уровня будем не за количественные, как я сказал, а за качественные изменения. Кроме того, мы вводим механизм дисквалификации чиновников за нарушение стандартов оказания услуг, причем не просто какое-то порицание или даже отстранение от должности, а вплоть до лишения права занимать определенную должность в течение нескольких лет", - отметил глава правительства.

    Во второй пакет инициатив по улучшению делового климата вошли четыре позиции.

    Первое - оценка регулирующего воздействия. Премьер отметил, что контакт с бизнесом есть и он приводит к практическим результатам, каждый второй документ был отклонен.

    Поэтому мощный общественный фильтр обязательно будет сохранен, а сфера его применения будет расширяться. В частности, председатель правительства предложил распространить процедуру ОРВ на законодательство и подзаконные акты в сфере таможни, а в последующем и на налоговое законодательство. Сейчас практика оценки ОРВ распространяется только на нормативно-правовые акты в области контроля и надзора, а также при установлении требований к продукции и к процессам ее производства.

    Второе - оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит развитие производственного сектора нашей экономики. Премьер напомнил, что у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений - это потребление особо дорогих товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Сейчас готовятся расчеты такого налогового маневра. При этом он отметил, что налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики увеличиваться не будет. Говоря о налогах, глава правительства также затронул вопрос о введении налога на роскошь. "Этот налог на богатство, так скажем, конечно, не носит фискального характера. Фискальное значение этой меры минимальное. Это, скорее всего, морально-этическая норма, и я хочу, чтобы и в предпринимательском сословии это тоже было понято", - отметил Владимир Путин.

    По словам премьера, очевидно также, что такой налог не должен затронуть средний класс. "Считаю, что такие критерии должны вырабатываться в открытом диалоге с обществом и, разумеется, с предпринимательским сообществом. В том числе должна применяться эта мера с использованием современных механизмов общественных коммуникаций и тестирования государственных решений", - подчеркнул глава правительства.

    Третье - рост промышленного потенциала страны. Для того чтобы увеличивать этот рост, необходимо сокращать число разрешительных процедур. "Чтобы попасть в двадцатку лучших стран по условиям инвестклимата, нам нужно сократить число различных разрешительных процедур с 51 до 7, а количество дней, необходимых для получения всех согласований, - с сегодняшних 423 хотя бы до 35. Предлагаю, используя лучшие мировые практики, кардинально упростить все механизмы согласований проектной документации и выдачу разрешений на строительство, - заявил премьер-министр. - Наличие у застройщика собственности на земельный участок, экспертизы проектной документации и ее соответствие градостроительному плану должны стать достаточным основанием для начала строительства: имеешь такие документы - пожалуйста, значит, можешь начинать строить". Премьер обратился к минэкономразвития и минрегиону, АСИ, РСПП, другим деловым организациям с предложением подготовить план перехода от разрешительного к уведомительному порядку согласования документов при одновременном повышении репутационной и финансовой ответственности застройщика.

    Также глава правительства предложил подумать об изменении условий размещения госзаказов на строительном рынке. "Государство должно развивать практику заказов готовых объектов под ключ, а не оплачивать непонятные сметы на строительно-монтажные работы. Оплата должна производиться по факту приемки объекта. Такое решение среди прочего сделает невыгодным искусственное раздувание расходов и завышение объемов работ", - заметил премьер-министр.

    Четвертое - гуманизация уголовного законодательства. Как отметил председатель правительства, необходимо исключить возможности для самоуправства и произвола по так называемым экономическим статьям. "По многим из них следователь должен сегодня заводить уголовное дело без заявления потерпевшего или его законного представителя, - заявил Владимир Путин. - Понятно, какой здесь простор для субъективных и заказных решений. Но и здесь, конечно, нам нужно будет предварительную экспертизу провести со специалистами, экспертами, судьями, следователями".

    "Российская бизнес-газета" предложила экспертам обсудить инициативы премьер-министра.

    Приватизация

    Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК

    - Проблема нечестно нажитого имущества не нова: еще в XI веке говорили, что тот, кто многим владеет, либо вор, либо наследник вора. Вопрос с "закрытием" темы приватизации зависит от того, в каком контексте его рассматривать. Все дело в том, что в современном правовом поле не просматривается, как решить этот вопрос законным образом. Если мы говорим о том, что заставим некоторое количество "богатых буратин" заплатить сейчас разовый взнос, возникает вопрос - где гарантии, что не будет таких взносов в будущем?

    Идея сама по себе хороша, если преследовать цель смягчения общественных нравов и изменения отношения в обществе к бизнесу. Но это очень тонкая и деликатная задача. Общественными усилиями должны быть выработаны механизмы реализации этой инициативы - например, должен быть разработан специальный нормативный акт.

    Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал"

    - Когда Премьер говорит о необходимости улучшить общественное отношение к предпринимателям и предпринимательству путём взимания "либо разового взноса, либо ещё что-то такое, но вместе с вами нам нужно над этим подумать", то напрашивается как минимум одно досадное упущение в этом праведном, по своей сути, шаге: каким образом и на какие цели подобные "разовые взносы" пойдут? Могут ли они миновать счета ВЭБа или Минфина и направляться напрямую, скажем, в райсобесы, онкологические больницы или детские дома? Могут ли эти "разовые взносы" автоматически повысить базовый размер "материнского капитала" или пенсии инвалидам труда? Очень жаль, что никаких деталей в данном контексте не последовало, отчего эта фраза моментально стала попахивать очередной "скрытой экспроприацией". Россияне в основной своей массе не отождествляют себя с государством, т.е. как бы Премьер ни бился над улучшения имиджа государства в глазах россиян, имидж предпринимателей, к сожалению, сейчас выглядит более светлым и достойным. Отсюда - ещё одна не озвученная супер-задача: улучшение общественного отношения к органам власти. Каким образом, и в какие сроки планируется (и планируется ли вообще) работа в этом направлении?

    Налог на роскошь

    Сергей  Варламов, партнер юридической компании "Налоговик"

    - Очевидный плюс такого налога - его справедливость. Более состоятельные граждане могут платить больше налогов. Наиболее остро встанет проблема контроля этого налога - ведь имущество может принадлежать физическому лицу не напрямую, а опосредованно - через открытое в РФ или за рубежом юридическое лицо, даже через цепочку оффшоров. Доступ  к информации о собственниках для наших контролирующих органов в настоящее время если не закрыт, то сильно ограничен. И не слышно, чтобы что-то реально делалось в этом направлении.  Думаю, здесь понадобится внести ряд поправок в законодательство за рамками Налогового кодекса. Например, в ст. Земельного кодекса РФ установлен запрет на владение иностранными гражданами или организациями землей в России. Подобные требования наверняка придется установить и для недвижимости, и для иных объектов, чтобы исключить возможность ухода от налога через иностранные юрисдикции.

    Крайне сложно установить экономически оправданную ставку налога по таким товарам. Например, ювелирные изделия могут иметь примерно равную стоимость и массу, но совершенно разные качественные характеристики исполнения и соответственно стоимость - сравните яйцо Фаберже и примитивно инкрустированную золотую пепельницу. Если же увязывать ставку с рыночной стоимостью изделия, то слишком высок риск ухода от уплаты налога через заниженную оценку. Поэтому пока остается лишь один эффективный способ контроля - государственная регистрация облагаемых объектов.

    Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК

    - С экономической точки зрения администрирование налога на роскошь составит около 6-10 млрд. руб. в год, предполагаемые сборы от него могут составить также около 10 млрд. руб., поэтому фискальное значение этого налога действительно невелико. Оценивать же эту инициативу с социально-психологической точки зрения сложно, потому что это материя абстрактная. То, что богатые станут платить больше, наверное, в какой-то мере может смягчить отношение общества к бизнесу.

    Главное - как будет проработано введение налога на роскошь. Если это сделать по уму, то это будет вполне себе неплохая мера - в том случае, если плательщиками налога будут люди с состоянием в несколько миллионов долларов и годовым доходом 1 млн. руб. Но учитывая, что в стране существует большой массив левой озлобленности к зажиточным, весь вопрос в том, чтобы в процессе разработки конкретных деталей под удар не попали владельцы "трешки" в Москве.

    Владимир Рябинников, председатель правления юридической фирмы "Рябинников & Партнеры"

    - Совершенно справедливо отмечено, что подобный налог по своему фискальному характеру является крайне сомнительным. Налог как морально-этическая мера по воспитанию кичящихся своим мнимым успехом нуворишей поднявшихся не в силу своего управленческого таланта, а в силу сложившихся обстоятельств, на мой взгляд, является чрезмерной, так как в лучших традициях российского чиновничества любая здравая мысль будет исковеркана с особым извращением. Если гражданин покупает очередную яхту за 100 миллионов долларов или футбольный клуб, вместо того чтобы отстроить дом престарелых, детский дом или больницу, не понимает, почему на него косо смотрят, то это налогами не вылечишь. Проблема культурной деградации затрагивает все слои нашего общества, и, на мой взгляд, необходимо прикладывать усилия на устранение причин, а не на борьбу со следствием. Иначе мы можем попасть в ситуацию, когда семья, имея два новых иностранных автомобиля не собранных на территории России, в силу их суммарной стоимости будет "наказана" государством за его же тарифную политику в сфере таможенного регулирования.  При введении подобной нормы воздействия необходимо обратиться к зарубежному опыту и оперировать, например, повышенной ставкой НДС на отдельные группы, так называемых "люксовых", товаров. Существует обоснованное опасение, что благое намерение сгладить социальное неравенство, приведет к борьбе с реально успешными людьми, понуждая их искать другие способы обеспечения заслуженного быта, и к сожалению, не на территории нашей страны. На мой взгляд, морально-этические нормы прививаются людям немного другими методами, нежели дополнительными сборами к уже уплаченным налогам.

    Ольга Пономарёва, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам"

    - Налог на роскошь применяют в разных странах и пополнение бюджета за счет такой ренты, на мой взгляд, это хорошая идея. Введение такого налога в России четко отражает назревшую сейчас проблему очень резкого расслоения общества. Наличие супербогатых и крайне бедных граждан в стране тревожный признак. Я надеюсь, что такой налог не превратится со временем в тяжкое бремя для среднего класса. Для тех людей, которые заработали деньги, чтобы купить себе двух-трех комнатную квартиру и хорошую иномарку. На мой взгляд, для страны очень важно выработать справедливые критерии отделения роскоши от нормального уровня жизни среднего класса.

    Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал"

    - Озвученный "налог на роскошь" - на самом деле довольно распространённая практика в мире, и здесь никаких вопросов, вроде, не должно возникать. Не должно, но возникает. Россияне хорошо знают, что львиная доля этой самой "роскоши" появилась в результате анархической приватизации начала 90-х. Т.е., выражаясь языком математиков, возникает "циклическая ссылка". Не правильнее ли было бы в каждом конкретном случае проработать всю причинно-следственную связь и не "городить огород"?

    Оптимизация налогов

    Владимир Рябинников, председатель правления юридической фирмы "Рябинников & Партнеры"

    - Это один из приоритетов государства, который должен быть возведен в абсолютную степень. Хорошая оптимизация налогов была бы очень полезна для экономики России. Как справедливо замечено премьер-министром, действовать необходимо крайне взвешено и обдумано. Будучи Президентом Владимир Путин демонстрировал подобную политику при введении 13-процентного подоходного налога. Данное решение оказалось прямо "в яблочко" и собираемость налога выросла в разы. Несмотря на многочисленные требования по увеличению подоходного налога, Путин отстоял данную ставку. Это для широкой прессы осталось незамеченным, но экспертов воодушевила его настойчивость.

    Если Владимир Путин продемонстрирует такую же настойчивость и выдержку в ожидаемом налоговом манёвре - это станет, безусловно, дополнительной опорой стабильности нашего государства. Как эксперт я надеюсь, что при оптимизации налогов большое внимание будет уделено затратам, которые несут предприятия среднего и малого бизнеса. Сейчас доходит до смешного - предприятия не могут списать реальные затраты по бензину, так как нормы для отдельных областей предпринимательства по этим затратам ограничены в 1500 рублей в месяц! Важно, чтобы список позиций, которые можно относить на затраты - был расширен и соответствовал здравому смыслу.

    Ольга Пономарёва, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам".

    - Заявления премьер-министра Владимира Путина о том, что налоговая политика государства будет понятной и предсказуемой - вселяют надежду. При этом, как практикующий юрист не могу не обратить внимание на некую обтекаемость слов премьера: "мы должны определить размер ключевых налогов и зафиксировать это решение на перспективу". Меня и предпринимателей, интересы которых я защищаю в судах, настораживает появившиеся в последнее время разговоры о повышении НДС до 20-22 процентов. Бизнес-сообщество ожидает роста налоговой нагрузки и в отдельных специфических секторах, и по основным налогам. В этой связи важно, чтобы выросло администрирование, распределение и целевое расходование бюджетных средств. Сегодня общество и бизнес молчать не будут, и вряд ли поддержат действия правительства, если поступившие в казну деньги будут тратиться на разного рода затеи, сумасбродные госзакупки и ненужные стране мега-проекты.

    Сокращение разрешительных процедур и размещение государственных заказов в сфере строительства

    Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании "Приоритет"

    - Речь Владимира Владимировича на съезде РСПП я считаю знаковым выступлением, как впрочем, и всю его деятельность в сфере развития нашего государства. В целом, идеи, изложенные в докладе, заслуживают особого внимания и, по моему мнению, это определенные послания государственным и бизнес структурам - послание о будущей экономической политике в различных сферах.

    Для меня, как для практикующего юриста, интерес представляют две темы, которые Владимир Путин затронул на съезде РСПП - сокращение разрешительных процедур, в частности, в сфере строительства объектов капитального строительства, и размещение государственных заказов.

    Сокращение разрешительных процедур. Стоит вспомнить о том, что лицензирование в сфере строительства было отменено. Сегодня допуск к строительству осуществляется через саморегулируемые организации. Согласен с предложением Владимира Путина, что нужно сократить в строительной сфере и число разрешительных процедур, и время на согласование всех вопросов, касающихся получения разрешения на строительство. Строительство крупных объектов требует квалифицированных специалистов, но недобросовестность отдельных личностей в строительстве неоднократно приводила к гибели людей, ущербу имущества. И этому масса примеров. На мой взгляд, как эксперта, по этой причине, необходимо наряду с сокращением разрешительных процедур - выработать правовой механизм, через который государство сможет реально контролировать строительную деятельность, отсеивать недобросовестных субъектов, закрывать им доступ в строительство и в проектирование объектов капитального строительства.

    А в сфере строительства промышленных объектов, представляющих потенциальную опасность (электростанции, химические производства, тяжелая промышленность), необходимо установить систему жесткого контроля и отсева неконкурентных, непрофессиональных субъектов, стремящихся только лишь к наживе. В России инцидентов, подобных на АЭС Фукусима, никому не нужно.

    Размещение государственных заказов в сфере строительства. Развивать практику заказов готовых объектов под ключ, безусловно, необходимо. Не секрет, что сегодня встречаются случаи, когда подрядные организации берут цены "с потолка" и с помощью этих "потолочных" цен формируются сметы под строительство и проектирование. При этом, справочники базовых цен по строительству, проектированию и инженерным изысканиям разработаны давно, но не являются для подрядчиков императивными и носят рекомендательный характер.

    В отношении размещения государственных заказов важна постепенная модернизация законодательства. Например, знаменитый Федеральный закон № 94-ФЗ имеет достаточно пробелов, позволяющих использовать его выгодно, прежде всего, самим государственным и муниципальным заказчикам, которые "проталкивают" нужные им компании. На сегодняшний день, государственные заказчики довольно часто необоснованно отказывают в заключение государственных контрактов, при этом, используются незаконные методы и способы: незаконным способом получается информация, которая составляет налоговую тайну и может быть раскрыта только ограниченному кругу лиц.

    На мой взгляд, стоит подумать о том, как реализуется презумпция невиновности участника размещения заказа, либо нужен более четкий механизм проверки информации, которую участник заказа представляет заказчикам.

    Ефим Басин, президент Национального объединения строителей

    - Мы полностью поддерживаем инициативу Владимира Путина и неоднократно озвучивали позицию строителей о том, что административные барьеры нужно снижать. Но для этого нужно сначала понять, где эти барьеры стоят. Национальное объединение строителей провело в 2011 году масштабное исследование административных барьеров в жилищном строительстве - данные собирались почти в 50 городах России. Выяснилось, что при строительстве многоквартирного дома застройщики в среднем проходят 100 процедур, затрачивая на это около 1000 дней. При этом более половины процедур не предусмотрено федеральным законодательством, т.е. являются результатом муниципального и регионального нормотворчества. Срок прохождения процедур, предусмотренных федеральным законодательством, составляет около 300 дней, а предусмотренных муниципальным и региональным - около 700. Затраты застройщика на прохождение процедур составляют 25 млн. рублей. От стоимости всего инвестиционного проекта прохождение процедур составляет около 10%.

    Нужно провести анализ регионального законодательства, да и федерального тоже, и вычистить из него все лишние процедуры. Тогда затраты и времени, и денег значительно сократятся.  А система саморегулирования как раз и создана для повышения ответственности строителей за качество и безопасность работ - это ее суть и ее главное предназначение. 

    Николай Кошман, президент Ассоциации строителей России

    - Если удастся решить вопросы выделения земли, получения разрешений на строительство, подключения к инженерным коммуникациям, то можно добиться того, чтобы цена за квадратный метр не превышала 30 тысяч рублей. А если проектно-сметная документация по объектам госзаказа будет проходить экспертизу до начала возведения дома, то стоимость жилья может опуститься до 25 тысяч рублей". Пока же установившейся практикой стало договариваться, что называется "на берегу" и предоставлять проектно-сметную документацию порой уже после сдачи объекта.

    Шота Гордезиани, президент НОЭКС

    - Наведение порядка на строительном рынке - настоятельное требование времени. Такой подход, конечно же, гарантирует не только качество услуг, но и обеспечит условия минимальных материальных и финансовых затрат. Но с другой стороны, это сузит рынок строительных услуг и может привести к монополии крупных бизнес-структур. Поэтому нельзя исключать и другие условия размещения услуг, предусмотренные действующим законодательством о размещении госзаказа, внеся в нее соответствующие изменения.Федеральный закон 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" содержит, на мой взгляд, такой ошибочный постулат, положенный в основу установленных процедур, как, например, ограничение критериев оценки предложений поставщиков и сведение процедуры торгов к одному критерию - цене. В результате участились случаи заключения контрактов с недобросовестными поставщиками в результате демпинга. В этих условиях можно было бы, до вынесения решения тендерной комиссией, направлять предложения участников тендера на экспертизу, в том числе, с привлечением организаций негосударственной экспертизы проектной документации, аккредитованных в установленном законодательством порядке. Одновременно, необходимо принять решения, исключающие допуск к размещению заказов недобросовестных участников. Для этого должны быть реально задействованы принципы предварительного установления квалификационных и репутационных уровней поставщиков работ и услуг.Вопрос длительности согласовательных процедур возникает не первый раз. Дело в том, что для начала проектирования объекта необходимо получение исходных данных и технических условий на подсоединение будущего объекта к различным источникам энерго-, тепло-, водо- и других видов обеспечения, которыми владеют коммерческие структуры. Как показывает практика, получение таких документов занимает время от одного до двух лет, т.е часто больше времени, чем на проектирование или строительство самого объекта капитального строительства. Конечно, надо еще раз вернуться к вопросу объективного уменьшения количества этих согласований, изменения сроков и стоимости их выдачи. Но мне кажется кардинально решить вопрос сокращения можно при условии, что каждый земельный участок, выставленный на продажу, будет иметь паспорт, в котором указаны максимальные мощности энергоресурсов, которые выделены для будущего объекта, а так же точки подключения к ним и условия подключения Только в этом случае застройщик ( технический заказчик ) получит возможность приобретя земельный участок , немедленно приступить к проектированию объекта.Такой паспорт должен быть подготовлен собственником земельного участка.

    Что касается выдачи разрешения на строительство то для этого вполне достаточно положительное заключение органа экспертизы проектной документации, т. к. в процессе экспертизы достаточно полно проверяется наличие всех документов и по количеству и по содержанию, необходимых как для проектирования объекта, так и для его строительства.

    Сергей Должников, генеральный директор Экспертной Инжиниринговой Компании, член Правления Российской палаты строительных экспертов

    - С точки зрения ценообразования в строительстве - снижение количества разрешительных процедур и сроков согласования неизбежно скажется на общей стоимости строительства в сторону ее понижения. Это позволит, наконец, отойти от порочной практики, когда строительство объекта и его же проектирование ведется параллельно, что не обеспечивает в должной мере соответствие объекта требованиям качества и безопасности в строительстве. Не могу в данной связи не сказать об экспертизе проектной документации - согласно последним изменениям, внесенным Государственной Думой в Градостроительный кодекс РФ ее теперь могут проводить и негосударственные экспертные организации, что также положительно скажется на сроках подготовки к строительству в сторону их сокращения. Уведомительный же порядок согласования документов однозначно приведет к повышению степени ответственности и проектировщиков и тех, кто будет выдавать положительное экспертное заключение о проекте строительства того или иного объекта.

    Сергей Волощук, вице-президент НОЭКС, руководитель Центра независимых экспертиз "Индекс"

    - На строительном рынке не должно быть ни одного подрядного договора, не подтвержденного авансом, будь то государственный заказ или частное инвестирование. Аванс служит подтверждением серьезности намерений Заказчика, обоснованности инвестиционного проекта и плана финансирования строительства.

    Ликвидация механизмов авансирования и поэтапной оплаты выполненных работ в контрактной системе есть ни что иное, как попытка государства возложить бремя ответственности за реализацию проекта исключительно на Подрядчика. Такой подход противоречит установке Владимира Путина на всемерную поддержку малого и среднего бизнеса.

    Оплата по контракту после сдачи объекта в совокупности с обеспечением участия в конкурсе и обеспечением исполнения самого заказа - это беспрецедентное давление на малый и средний бизнес в строительстве, неизбежное падение его рентабельности вследствие дополнительной нагрузки в виде оплаты процентов по кредитам.

    Гуманизация уголовного законодательства

    Иван Соловьев, д.ю.н., проф., заслуженный юрист РФ

    - Выступая на съезде РСПП в Москве, Владимир Путин отметил: "Мы продолжим работу по гуманизации уголовного законодательства, в том числе надо исключить возможности для самоуправства и произвола, причём это касается, как правило, так называемых экономических статей. По многим из них следователь должен сегодня заводить уголовное дело без заявления потерпевшего или его законного представителя. Понятно, какой здесь простор для субъективных и заказных решений. Но и здесь, конечно, нам нужно будет предварительную экспертизу провести со специалистами, экспертами, судьями, следователями. Подавляющее большинство людей там профессиональные и компетентные, но нам нужно исключить все возможности для злоупотреблений".

    Очевидно, имелось в виду, что по тем преступлениям экономической направленности, где объектом посягательства является непосредственно имущество или финансовые активы предпринимателя, уголовные дела бы возбуждались только по его заявлению (т.е. потенциального потерпевшего). Таким образом, если правоохранительные органы узнают о совершенном преступлении из иных источников (в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, заявлений иных лиц, публикаций в прессе, получат информацию от других отечественных или зарубежных правоохранительных органов), то этого будет не достаточно для возбуждения уголовного дела без заявления потерпевшего или его законного представителя.

    У такого предложения есть две стороны: первая - существенная экономия уголовной репрессии и дальнейшая минимизация поводов для возможных злоупотреблений и коррупционных проявлений и вторая - серьезный экзамен для принципа неотвратимости наказания за совершенное противоправное деяние (получается ведь, что преступление совершено и даже есть подозреваемый, но если нет заявления, то он не будет наказан и сохранит, а то и приумножит мощный стимул для продолжения своей противоправной деятельности).

    Отрадно, что предусматривается отдельный механизм принятия такого решения - только после предварительной экспертизы со специалистами, экспертами, судьями, следователями. Это внушает надежду, что такое решение, если состоится, то будет взвешенным и продуманным и его формулировки не навредят состоянию защищенности экономической сферы государства, как подчас бывало в последнее время.

    Ольга Пономарёва, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам"

    - Перспектива гуманного уголовного законодательства также обнадеживает, надеюсь, что реформы в данном отношении будут более системными. Считаю, что уголовным наказанием не следует пугать предпринимателей, им следует наказывать виновных.

    Комментарии, касающиеся ситуации с таможенным оформлением, тарифами на электроэнергию и  инновационного развития

    Валерий Язев, президент Российского газового общества

    - Комментируя выступление В.В.Путина, относительно задач инновационного развития, хочу отметить следующее. Наравне с бизнесом, катализатором инновационного процесса могут стать компании с государственным участием. Уже в 2012 году под специально разработанные программы инновационного развития их затраты составят 950 миллиардов рублей. А в 2013 году эту сумму планируется увеличить до 1,5 триллиона рублей.

    Как депутат Государственной Думы от Мурманской области, держу под особым контролем вопрос освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Инвестиционное решение по нему, как известно, планировалось принять еще несколько лет назад. Новые сроки -  первый квартал текущего года. Заявление В.В.Путина о неизменности планов России по Штокману, считаю важным подтверждением позиции государства в области социально-экономического развития Российского Севера. В частности, газификация, которую так ждут в ряде районов Мурманской области, позволит региону динамично развиваться и существенно повысит благосостояние людей.

    Андрей Астафьев, директор информационно-аналитического агентства РБИ

    - В своем выступлении в РСПП Премьер-министр Владимир Путин особое внимание обратил на завышенность тарифов на электроэнергию, как и на необходимость прозрачного ценообразования в электроэнергетике.

    Взаправду, уже который год цены на электричество зачастую растут не из-за реальных затрат на производство и доставку электроэнергии. А вследствие "сверхприбыльных" интересов разного рода компаний, в основном посреднических. В результате, снижается рентабельность многих отраслей, да и другим потребителям становится сложнее оплачивать эти счета.  Потому и рекомендовано Владимиром Путиным  "усилить ответственность за нарушения в сфере регулирования энерготарифов, привлекать общественность в контроль за динамикой цен в этом секторе".

    Естественно, что решение этих и смежных вопросов зависит и кадрового профессионализма. На что тоже обратил внимание премьер-министр, предложивший, в  частности,  "оптимизацию числа сотрудников структур, занимающихся регулированием региональных рынков электроэнергии". А в целом, требуется более эффективное государственное регулирование всей этой отрасли, чтобы синхронно, комплексно и своевременно  решать ее проблемы. В том числе ценовые. Именно на таком уровне госрегулирования, по-моему, сделал акцент Владимир Путин, подчеркнув что "государству нужны более эффективные инструменты профилактики и контроля в этой чувствительной сфере.

    Валентина Ионичева, старший специалист по методологии таможенного оформления компании "Национальный таможенный брокер"

    - В настоящее время участники внешнеэкономической деятельности несут неоправданные затраты времени и финансов на совершение таможенных операций. В отношении отдельных категорий товаров (например, подакцизных, фармацевтических, товаров химической промышленности) ФТС России устанавливает компетенцию таможенных органов - то есть их можно оформлять только на определенных таможенных постах, а не там, где удобнее импортеру. Посты не справляются с такой нагрузкой, а импортеры ограничены в возможности совершать таможенные операции с грузами в любом таможенном органе. Такая ситуация является предпосылкой для повышения стоимости таможенных услуг, а также причиной коррупции в таможенных органах.

    Что касается высокой стоимости таможенного оформления, то здесь причина кроется, скорее всего, в слабой конкуренции среди предпринимателей, оказывающих таможенные услуги. Развитие малого и среднего бизнеса в этой сфере сможет повлиять на скорость и качество таможенных операций, а также на скорость доставки внешнеторговых грузов, поскольку таможенные представители, таможенные перевозчики, склады временного хранения внедряют в свою работу инновации в виде электронного декларирования, предварительного информирования, систем электронного документооборота и пр.

    Излишняя бюрократия при таможенном оформлении сейчас вызвана, в первую очередь тем, что в настоящее время не налажена система информационного взаимодействия между таможенными органами и другими ведомствами. Поэтому основное бремя предоставления разрешительных документов до сих пор лежит на участниках внешнеторговой деятельности.

    Думается, что ускорению совершения таможенных операций будет способствовать проведение основной части таможенного контроля  в рамках постконтроля, то есть уже после выпуска товаров.

    Поделиться