Поделиться

    АПЛ "Нерпа", переданная ВМС Индии, покидает Приморье

    Атомная подлодка, построенная в России и переданная ВМС Индии, покидает Приморье

    Что исполнят в след уходящей подлодке - "Прощание славянки", гимны Индии и России, а, может, и то, и другое, мы пока не знаем. Но то, что это событие не сегодня-завтра произойдет, сомнений не осталось.

    Многоцелевая атомная подводная лодка, построенная на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре и получившая известность под именем "Нерпа", прошла все этапы испытаний и 23 января этого года официально передана Индии в аренду на десять лет. В тот же день, по сообщениям из Дели, она зачислена в боевой состав индийских ВМС под названием "Чакра". И теперь, под командованием индийского же экипажа, должна отправиться к месту приписки - на военно-морскую базу Вишакхапатнам, что у восточного побережья Индии.

    Две недели, которые этому предшествовали, подлодка находилась на территории завода судового оборудования "Восток" в городе Большой Камень под Владивостоком. По словам министра промышленности и транспорта Хабаровского края Владимира Быченко, отбывающий корабль "комплектовали оборудованием, вооружением, а также топливом для перехода к месту будущей дислокации". Завод "Восток" исторически связан с Амурским судостроительным заводом (в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края) и в понимании военных моряков всегда считался достроечной, испытательной и сдаточной базой АСЗ.

    Здесь "Нерпа-Чакра" проходила швартовные, ходовые и все прочие испытания. Поэтому именно здесь состоялась церемония официальной передачи корабля индийской стороне. На символическое событие в Большой Камень прибыли посол Индии в России Аджай Малхотра, командующий Восточным военным округом России адмирал Константин Сиденко, другие официальные лица из командования ВМС Индии, минобороны России, "Рособоронэкспорта", Тихоокеанского флота, а также губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, который еще будучи депутатом Государственной думы от Комсомольска-на-Амуре очень много сделал, чтобы подводная лодка была достроена и этот международный проект состоялся.

    Напомним, что корабль был заложен на Амурском судостроительном заводе в 1991 году (по другим данным - еще в 1986-м) и предназначался для пополнения тихоокеанской группировки подводных сил СССР. Это был восьмой по счету в ряду себе подобных атомоходов, строившихся по проекту 971 "Щука-Б" Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит".  Причем, головная подлодка этой серии  - АПЛ К-284 "Акула" - была построена не на Севмашпредприятии и не на Адмиралтейских верфях в Ленинграде, как это было тогда заведено, а в Комомольске-на-Амуре, чем здесь особенно гордились и что помнят до сих пор.

    Но "Нерпе", успевшей получить тактическую литеру К-152 еще советского ВМФ, крупно не повезло. Как и всем кораблям, что стояли в очередь за ней. Распад СССР и обвальное сокращение оборонного заказа надолго оставили их судьбу в подвешенном состоянии. "Заказ 518", как называли в официальной переписке застрявшую на стапеле "Нерпу", в середине 90-х годов заморозили. Почти гамлетовский вопрос - достроить или порезать на иголки - обсуждали не один год в самых разных кабинетах. А уже сформированный корпус подлодки, напичканный дорогостоящим оборудованием, занимал место в стапельном цехе, требуя тепла, электроэнергии и прочего присмотра, включая военизированную охрану, меры радиационной и противопожарной защиты. И чем дольше стоял, тем дороже и не доступнее становился.

    Вот тогда и родилось предложение достроить "Нерпу" в интересах иностранного заказчика. Процедура согласования и сам производственный процесс с последующим комплексом испытаний оказались много сложнее, чем это представлялось в начале. Да к тому же осенью 2008 года, во время ходовых испытаний в Японском море, на "Нерпе" случилась беда: в результате несанкционированной подачи в отсеки химического огнегасителя получили смертельное отравление 20 человек из сдаточной команды.

    На выяснение причин случившегося и восстановительные работы, связанные с заменой системы пожаротушения и некоторого другого оборудования, ушло больше года. Затем испытания возобновили, и в декабре 2010-го "Нерпа" была принята в боевой состав ВМФ России. А дальше уже началось полноценное обучение индийского экипажа, к тому времени прибывшего в Россию и прошедшего теоретическую подготовку в учебном центре наших подводников в Сосновом Бору под Санкт-Петербургом.

    Еще через год - в конце декабря 2011-го - официальные представители Москвы и Дели подписали акт приема-передачи атомной подводной лодки "Нерпа" в лизинг ВМС Индии сроком на десять лет. По неофициальным сведениям, стоимость контракта - более 900 миллионов долларов. В день подписания документов должностные лица из Главного штаба ВМФ России сообщили, что "все испытания и проверки функционирования подлодки в море успешно завершены, после Нового года индийский экипаж начнет ее обживать и осваивать...".

    К Дню республики (главный национальной праздник в Индии, отмечается 26 января) завершился и этот этап. В присутствии высоких гостей, после исполнения гимнов России и Индии, на подлодке был поднят индийский флаг. Вслед за этим с ходовой рубки сняли покрывало, и все приглашенные смогли увидеть новое название субмарины - "Чакра".

    Под таким же точно названием еще в 1988 году Индия приняла в состав своих ВМС - и тоже на условиях аренды - советскую атомную подводную лодку К-43. Это была головная АПЛ второго поколения (проект 670 "Скат"), вооруженная крылатыми ракетами "Аметист" с дальностью стрельбы 80 километров. Все одиннадцать кораблей той серии были построены в Нижнем Новгороде (тогда еще - Горьком) на ПО "Красное Сормово" и неплохо зарекомендовали себя во время службы. Одну из них по просьбе официального Дели и решено было передать ВМС Индии в учебных целях.

    Подготовка К-43 к возможной передаче Индии началась еще в 1983 году, когда в учебный центр ВМФ во Владивостоке прибыли два индийских экипажа. На лодке был произведен капитальный ремонт и модернизация, включая установку нового гидроакустического комплекса "Рубикон".  В январе 1988 года, предварительно переименованная в "УТС-550", атомная субмарина с советским экипажем отбыла в Индию. Там она сразу же получила название "Чакра" и тактический номер S-71.

    В месте базирования были созданы завидные для наших моряков условия: специальный пирс с 60-тонным краном, службы радиационной безопасности, крытый док-эллинг, мастерские. При стоянке на борт подавались вода, сжатый воздух и электроэнергия. Но у пирса стояли недолго. В общей сложности "Чакра" провела в автономных плаваниях около года. Все учебные ракетные стрельбы, по утверждению наших ветеранов-подводников, "завершались прямым попаданием в цель".

    В январе 1991 года первоначально установленный трехлетний срок аренды истек. Официальный Дели предлагал Москве продлить его, но тогдашнее советское руководство, одолеваемое внутренними политическими проблемами, на это не решилось. Вновь зачисленная в состав ВМФ подлодка в апреле 1992 года своим ходом возвратилась на Камчатку и через два месяца была исключена из боевого состава.

    А для индийских подводников, по их же собственному признанию, "Чакра" стала настоящим университетом. Многие из тех, кто служил на ней и кто выходил в море, заняли в дальнейшем ключевые командные посты в индийских ВМС. Одних адмиралов - не менее десяти. А практический опыт, полученный в период эксплуатации S-71, позволил индийским инженерам и конструкторам заметно продвинуться в работах по созданию собственной АПЛ.

    И это не пустые слова. Как отмечает выходящая в Дели "Таймс оф Индиа", на март-апрель этого года намечены ходовые испытания головной отечественной ракетной АПЛ "Арихант". А уже в начале 2013 года ее намереваются ввести в боевой состав. Таким образом Индия становится шестым государством мира, на вооружении ВМС которого находятся атомные субмарины.

    "С арендой АПЛ, названной в Индии "Чакра", наша страна получила стратегические возможности для создания ядерной триады - способности наносить ракетно-ядерные удары с поверхности земли, из океана и с воздуха", - утверждает газета "Эйшн эйдж".

    Но главное, что отмечают военные аналитики, у индийских ВМС появляется прекрасная возможность использовать эту атомную подлодку для подготовки личного состава. Ведь новая "Чакра" оснащена ракетным комплексом "Клаб-С" для поражения наземных целей и современными торпедами, которые стоят на вооружении четырнадцати индийских дизель-электрических субмарин, построенных в России.

    Акцент

    Переданная в аренду Индии  атомная подводная лодка (проект 971И, "Щука-Б", по классификации НАТО - "Акула") относится к АПЛ третьего поколения. В состав их вооружения входят торпеды, ракеты-торпеды и крылатые ракеты "Гранат" с дальностью стрельбы 3200 километров. Однако из-за ограничений, которые предусматриваются международными соглашениями о  нераспространении ракетных технологий, передаваемая Индии подлодка не может быть оборудована ракетами большой дальности. По этой причине вместо КР "Гранат" подлодка оборудована ракетным комплексом "Клаб-С" с дальностью поражения целей 300 километров.

    Полное водоизмещение субмарины - 12,7 тыс. тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека. Всего с 1984 года в России (СССР) построены пятнадцать АПЛ этого проекта.

    дословно

    В связи с передачей нового атомохода заказчику губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт поздравил судостроителей и обрисовал ближайшие перспективы завода: "Сегодня на Амурском судостроительном достаточно заказов, что говорит о перспективах регионального кораблестроения, - отметил он. - В рамках гособоронзаказа строится многоцелевой сторожевой корабль - корвет проекта 20380, модернизируется дизельная подводная лодка". Кроме того на верфи в Комсомольске-на-Амуре заложены аварийно-спасательное судно для минтранса России и два судна снабжения для работы с плавучими буровыми установками для Газфлота. В планах предприятия на 2012 год - закладка второго корвета и нескольких гражданских судов.

    Поделиться