02.02.2012 00:00
    Поделиться

    Арестован националист, готовивший взрыв в Пензе в день выборов 4 декабря

    Он приехал в Пензу из Самары специально для того, чтобы совершить теракт в день выборов в Госдуму и дестабилизировать обстановку в городе. Так звучат первые показания Александра Митюшкина, которые он начал давать следователям спустя месяц после того, как его задержали.

    Двадцатитрехлетний Митюшкин привез 3 декабря в Пензу самодельную бомбу. Он не хотел жертв, поэтому решил подкинуть ее не в избирательный участок, а возле здания полиции - ранним утром, когда там не было людей . Но полицейские заметили подозрительную коробку и обезвредили адскую машину. По данным следствия, Митюшкин - член одной из радикальных националистических группировок. Ее участники активно общались в Интернете, обменивались рецептами создания взрывных устройств в домашних условиях.

    Эта история заслуживает пристального внимания. Прежде всего речь идет не о банальной хулиганской выходке, а о спланированном акте политического терроризма. Пусть и неудавшемся. Недавно министр внутренних дел Нургалиев сообщил, что в день думских выборов было предотвращено три теракта - в Махачкале, Саратове и Пензе. Но главное в том, что именно в день выборов, именно с целью помешать людям нормально голосовать, в разных городах страны были произведены три совершенно реальных попытки сделать это силовым путем. Не пикетами и митингами, а бомбами. И тут, естественно, возникает вопрос: не становимся ли мы свидетелями возникновения угрозы именно политического терроризма? И не оказывает ли влияние на усиление этой угрозы рост политической активности в стране?

    - Внутри полиэтиленового пакета находилась картонная коробка, обмотанная скотчем, - уточнила руководитель пресс-службы УМВД по Пензенской области Елена Федоськина. - В 1.20 мы получили сообщение об обнаружении, в 2.47 специалисты его обезвредили.

    Завод на часовом механизме самодельной бомбы был установлен на половину пятого утра. Вес содержимого коробки составлял 2,6 килограмма. Этого вполне хватило бы, чтобы повредить здание и создать угрозу для находившихся в нем людей.

    После новогодних каникул исполняющий обязанности руководителя СУ СК РФ по Самарской области Юрий Слива сделал заявление, что в деле о взрыве на Кировском вещевом рынке "выявлен националистический мотив", и что "арестованный и его сообщник причастны к аналогичным преступлениям в других регионах".

    Ведомство планирует завершить расследование в феврале-марте текущего года. . Митюшкина также подозревают в причастности к взрыву на одном из рынков в Самаре, от которого пострадал подросток из Киргизии.

    В России на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков существовали партии и движения, избравшие террор своей основной тактикой. И мы хорошо знаем, почему так могло случиться и к чему все это привело.

    Сегодня в стране совершенно иная ситуация. Власть не представляет собой ту стену, о которую в свое время бились народовольцы с эсэрами. Власть не только признает оппозицию, в том числе несистемную, но и демонстрирует готовность и дискутировать с ней, и идти на уступки. Однако политика, как известно, искусство возможного и все в ней имеет пределы.

    Грань, за которой справедливость требований оппозиции перерастает в иллюзию превосходства над оппонентов, в ощущение вседозволенности, весьма тонка. И опасность нарваться на жесткий ответ велика. Сегодня обеим сторонам предстоит задача пройти, что называется, по лезвию бритвы с тем, чтобы достичь приемлемого компромисса в существующих реальных условиях.

    Россия - страна, которая на собственном горьком примере хорошо знает цену экстремизму. Сегодня - не позапрошлый век и фотокарточки знаменитых боевиков не украшают альбомы студенток. И все возможности для того, чтобы так было и впредь существуют.

    право

    Охрана митингов, особенно - оппозиционных, для российской полиции по сути - экзамен на право существования в демократическом обществе. Экзамен для многих непростой. Ведь только недавно большинство сотрудников узнали из нового Закона "О полиции", что их главная обязанность - оказывать государственные услуги гражданам. Чувствуете разницу? Не государственные интересы оберегать, а защищать права и свободы всех нас. И если мы решили помитинговать, то нас следует не палками разгонять, а охранять и обеспечить максимальное спокойствие.

    Надо сказать, руководство МВД за дело взялось круто - рядовым сотрудникам на инструктажах внушают обязательность вежливого обращения с людьми. И это срабатывает - полицейские в оцеплениях и пикетах действительно корректны. Более того, они уже научились не поддаваться на откровенные провокации и хамские выходки. На митингах на Болотной площади и проспекте Сахарова, полицейские не просто мерзли в оцеплении и обыскивали людей на предмет оружия, а готовы были и оказать медицинскую помощь, и подсказать дорогу. Наверное, так и должен выполняться пресловутый общественный договор: мы соблюдаем закон и порядок, полиция защищает и работает на нас. Переиначивая известную фразу, не надо бояться человека в полицейской форме.

    комментарий

    Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства в Верховном, Конституционном и Высшем арбитражном судах России:

    Для того чтобы избежать перехода политического противостояния в крайние, экстремистские его формы необходима ответственность. Ответственными должны быть и власть, и ее оппоненты. Позиция "Ура! Мы ломим, гнутся шведы!" не подходит ни для той, ни для другой стороны.

    Необходим диалог, его надо поддерживать. И чтобы не сорвать его, следует воздерживаться от любых непродуманных шагов. Не надо, конечно, превращать диалог в процесс ради процесса. Но с обоих сторон любые силовые действия возможны только тогда, когда диалог зашел в тупик. Когда одна из сторон делает вид, что ведет диалог, а на самом деле его не ведет.

    Сегодня я уверен, что такой диалог между властью и оппозицией идет. И будет очень обидно, если кто-то сорвет его из-за упрямства или амбиций.

    Поделиться